Не секрет, что очень многие ученики считают уроки в школе скучными.
Как учитель, любящий свою работу, я задалась вопросом, что может исправить положение?
Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?
Среди разнообразных направлений новых педагогических форм работы наиболее приемлемым, с моей точки зрения, является групповая и парная работа.
Почему именно групповая и парная форма работы?
Во-первых, потому, что этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Во-вторых, групповая форма работы обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и развивает интеллектуальность, самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
В процессе групповой работы вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами, необходимые для адаптации в обществе.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности. Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.
В первое дни учебы дети осуществляют совместное »открытие» под руководством педагога. В ходе работы необходимо подводить детей к дискуссии и к конструктивному разрешению конфликтов в группе. Для этого в своей практике использую задания – ловушки. Например, задаю вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяюсь к неверному детскому ответу или сама даю неверный ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.
Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения других, согласовывать разные ответы, учитывать мнение другого человека.
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы? Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Хочу, чтобы дети не боялись на уроках. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят. Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально. Мы должны помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Каримова Аягоз Нурмухановна,
учитель начальных классов
средней школы №37
г. Астаны