Home » Учебно-методические материалы » Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроках русского языка

Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроках русского языка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование – преподаватель» пришло «образование –взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности учащихся познавательных интересов. Именно это и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. В реализации этой задачи нам и помогают интерактивные методы и формы обучения.

Методика преподавания всякого учебного предмета – это педагогическая наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой. Методика интерактивного обучения является одной из наук. Динамическое развитие страны требует от школы формирования личности активной, организованной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу.

Важнейшим условием развития методики активного обучения является её дальнейшее усовершенствование, постановка экспериментальной работы, изучение школьного опыта. Необходимо время от времени предупреждать все увеличивающийся разрыв между наукой, уходящей в своем развитии вперед, и уровнем школьного преподавания, предупреждать отставание школы от достижений методической науки, не допускать потери контакта с современными технологиями и тем самым поддерживать высокий уровень методических поисков учителя, творческий характер его преподавания. Перспективным для данного этапа в развитии методики интерактивного обучения следует считать принцип развивающего обучения, обучение при ускоренных темпах подачи нового материала.

Известно, что методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, направленные на достижение учебно-воспитательных целей.

В этом плане ориентация на интерактивные методы обучения способствует овладению знаниями, формированию творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, переходу от формального выполнения определенных заданий при  пассивной роли ученика к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Спектр интерактивных методов чрезвычайно широк. По целевой ориентации среди них могут быть выделены: дидактические, позволяющие сформировать познавательные практические умения, организовать различные виды учебной деятельности; воспитывающие, направленные на развитие нравственно — этических, волевых и других качеств обучаемых; контролирующие, ориентированные на реализацию контрольно — оценочной функции. Методологической основой интерактивных методов обучения является теория познания. Учебная проблема может быть выражена в форме задания, которое прежде всего активизирует его познавательную деятельность, например: тренинг, дискуссия, деловая и дидактическая игра, презентация открытого урока, разработка индивидуального и группового проектов и т.д.

Под интерактивным методом обучения понимаются, таким образом, «…все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика». При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем. Это, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в общей системе знаний.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать многие проблемы:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять индивидуальность в процессе;

В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, их  отличительная особенность состоит в их диалоговом характере, сделать знания более доступными, учиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение, моделировать различные ситуации, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку.

Подобная методика принципиально меняет схему коммуникации учебного процесса. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество.

Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников обучения, учащиеся принимают ответственность за результаты обучения.

Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие учителя и ученика, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны ученика. Я считаю, что основное значение интерактивных форм и методов состоит в обеспечении ряда важнейших образовательных целей, таких, как:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого предмета;
  • повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
  • развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем.

Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса и есть интерактивный метод обучения. Существует несколько классификаций интерактивных методов.

Для осуществления обучения с применением интерактивных методов педагог должен обладать педагогическим мастерством. Должна быть доведена до высокой степени обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность УВП.

Чтобы применять интерактивные методы, учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых методов – основа организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и основа интерактивного обучения. При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем → выстраивание проблем по степени значимости→анализ проблем→ определение целей, задач, направлений деятельности→наработка возможных вариантов решений→выбор наилучших решений→определение механизма решений→составление программы и плана работы.

Учитель должен стремиться выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Методы активизации познавательной деятельности

 

Применение методов обученияСущность и разновидность форм и методов
Применение нетрадиционных форм урокаСуществует несколько десятков типов нестандартных уроков. Наиболее распространены: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся и т.д.
Использование нетрадиционных форм учебных занятий-Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой

— Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала

— Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда

Применение игровых форм, методов и приемов обученияИгровые формы:

— ролевые

— дидактические

— имитационные

— организационно – деятельностные

Применение проблемно-задачного подхода (ситуаций)Виды ситуаций:

— ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное

— ситуация –неопределенность, когда возникают неоднозначные решения в виду недостатка данных

— ситуация –конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей

— ситуация –неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых необычностью

— ситуация –предложение, когда учитель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей

— ситуация –опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения

Использование всех форм учебной работы учащихсяФормы учебной работы:

-коллективные

-групповые

-индивидуальные

— фронтальные

— бригадные

— парные

Использование всех видов мотивации и стимулирования учащихсяВиды мотиваций:

— эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимой личностью;

-познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий;

— волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, прогнозирование будущей деятельности;

-социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, организация само- и взаимопроверки

Применение интерактивных форм и методов обучения преображает преподавание предметов, оптимизирует процесс понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Бейсенова Толкын Ибатбековна, 

учитель русского языка и литературы,

ГКУ «общая средняя школа им. М. Ауэзова»,

Туркестанская область,

район Байдибек, с. Шаян

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*