Цель: Совершенствовать у детей память, мышление, внимание. Тренировать мелкую моторику рук. Развивать математические представления, процессы аналитического восприятия, интеллектуальную культуру, творческое воображение.
Для дошкольников игра имеет ключевое значение в жизни. Потребность в игре у детей занимает важное место даже в первые годы их обучения в школе. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ребенку ощущение свободы, позволяющая реализовывать себя наиболее полно, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Дети в игре «творят» настоящее и будущее. В этом заключается назначение игры.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не преследуют никаких других целей, кроме как получения удовольствия, получение удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
В целях решения некоторых образовательных задач необходимо использовать и направлять потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста. Если игра будет включаться в целостный педагогический процесс, то она может быть средством воспитания. Воспитатель может воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на волю, на сознание и на поведение в целом, просто руководя игрой и организуя жизнь детей в игре.
Отличительная способность игровой деятельности в ее добровольности.
Для дошкольников игра имеет большое значение: это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания, и способ познания окружающего мира.
Формирование элементарных математических представлений играет важную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта детей дошкольного возраста.
Формируя у детей элементарные математические представления, воспитатель ставит перед собой педагогические задачи: такие как развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения. Известно, что без этих важных качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Практика работы показала, что чем интересней игровые действия, используемые на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Ребята пришли к нам в три года, большинство детей? поступивших к нам в группу, не посещали детский сад ранее, поэтому проводя ОУД, мы отметили, что дети не отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, а память и внимание очень слабо развиты.
Нас это, конечно, очень насторожило, с помощью среза знаний, нами были выявлены дети, особо нуждающихся в помощи. Дети ошибались при счете, многие не знали геометрические фигуры, не могли ориентироваться во времени. Занимаясь самообразованием нами была изучена новая литература, пройдены курсы подготовки воспитателей по теме развивающие игры Воскобовича, в итоге, после прохождения курсов по игровым технологиям В. Воскобовича мы пришли к выводу, что используя различные развивающие игры, занимательные упражнения в своей работе, мы можем исправить пробелы знаний у детей. Нами была взята на вооружение эта технология. Уникальность этой технологии состоит в том, что все развивающие игры Воскобовича построены на сказках. Сюжет сказок может развивать не только сам педагог, но и сами дети. Сказки интересны и понятны детям, поэтому и эти игры сразу же стали близки и занимательны. В центре сюжета фиолетовый лес — это мир фантазии и творчества, населённый сказочными существами, в котором есть волшебные поляны, реки, озёра, и даже острова «Сказки Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями сказочных персонажей и одновременно с проблемными задачами, упражнениями на моделирование и логику.«Фиолетовый лес» используется нами для проведения образовательной деятельности по сюжетам сказок.
Уже несколько лет мы работаем углубленно над темой: «Влияние развивающих игр на развитие детей дошкольного возраста» Использование этих игр в своей педагогической деятельности позволило нам перестроить образовательную деятельность детей. Внести в привычные занятия больше игровой деятельности.
Все игры В.В. Воскобовича объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения. Использование развивающих игр в организованной учебной деятельности и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Существует много развивающих игр и упражнений, влияющих на развитие творческих способностей у детей, они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Для активизации детей в ОУД мы используем развивающие игры Воскобовича. Сначала знакомим детей с содержанием игры, потом объясняем правила, при этом обращаем внимание на правильность выполнения всех заданий.
Родители, заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усваивали большой объем знаний, поэтому мы знакомим с игровой технологией В. В. Воскобовича не только детей, но и родителей.
В нашей группе работа с играми Воскобовича началась с игры «Чудо -цветик» Буквально за несколько месяцев наши трехлетние детки хорошо уже знали все семь цветов. Определение цветов и оттенков закрепление расположения цветов в спектре. С помощью «геоконта» у детей улучшилась пространственная ориентация т.е. оценка расстояний, размеров, формы, положения предметов.
Особое место среди развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания лучше и быстрее остальных детей. Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это «похвалюшку».
Используя различные развивающие игры в работе с детьми, мы убеждаемся в том, что играя, дети хорошо усваивают программный материал и правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний. Результаты нашего мониторинга показали: В группе большой процент детей с нормальным, высоким интеллектом. С помощью игр Воскобовича у детей развивается логика, фантазия, умение анализировать, сравнивать. Дети при выполнении сложных мыслительных операций учатся концентрироваться и доводить начатое дело до конца. У детей, не наблюдаются проблемы со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался и вопрос мотивационной готовности к школе. Применение развивающих игр повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывают влияние на умственное развитие ребенка
Из своей практики можем сказать, что развивающие игры – лучшая подготовка к будущей жизни. В процессе работы, мы стремимся к тому, чтобы у детей радость от игры перешла в радость учения. Потому что развивающее значение игр состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к учебной деятельности.
Мы считаем, что обучение должно приносить радость детям! Поэтому мы рекомендуем воспитателям использовать развивающие игры Воскобовича в процессе обучения детей.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей.
На основе развивающих игр Воскобовича была создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей. Эта технология предусматривает использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения. Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями детей.
Выделяют три этапа: на первом этапе дошкольники с помощью игр знакомятся с формой и цветом, при помощи исследования усваивают некоторые представления. На втором этапе с помощью образов запоминают понятия и символы. На третьем этапе дети знакомятся с закономерностями, некоторыми принципами взаимодействия. Например, увеличение, сложение, трансформация. А также планирование своих действий. Для реализации потенциального развития ребенка происходит постоянное усложнение игр позволяющие поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
«Лепестки» Эталоны цвета.
Цель: Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие умения считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер. Освоение счета, пространственного расположения и его смыслового отражения в речи.
Игровые действия: Дети прикрепляют «лепестки» к коврографу в виде цветка с одним, двумя, тремя и т.д. лепестками. Составляют различные ряды, складывают фигурки по собственному замыслу.
«Фонарики» (приложение к коврографу «Ларчик»).
Цель: совершенствование внимания, памяти, мышления, тренировка мелкой моторики руки, восприятие формы, величины
Игровые действия: Мы предлагаем детям сказку про медвежонка Мишу с практической работой сразу. Например: Мише подарили фонарики — треугольные, прямоугольные, круглые, квадратные, и овальные. Сначала Миша зажег круглые фонарики – дети прикрепляют к коврографу детали круглой формы, затем треугольные и квадратные. Прямоугольные и овальные фонарики Миша включил в последнюю очередь — дети прикрепляют детали прямоугольной и овальной формы. Такая форма работы, активизирует детей в организованной деятельности т.к. они не только слушают сказку, но и на практике применяют свои знания и умения.
«Сложи узор».
Цель: Кубики «Сложи узор» помогают развивать у детей сообразительность, навыки счета, логическое мышление.
Игровые действия: Игра удобна в использовании т.к. подходит детям младшего возраста и для старших детей. Сначала нужно с детьми рассмотреть кубики, обследовать их руками. Детям младшего возраста предлагается 1-3 узора в течение одной игры, постепенно увеличивая до 5 узоров. Младшим детям мы предлагаем сделать дорожку белого цвета, «походить» по ней двумя пальчиками, а когда придет лето, какого цвета будут дорожки? (желтые, посыпанные песком). Для детей среднего возраста задания немного усложняются, предлагается самостоятельно сложить узоры из серии «Зоопарк», и из серии «Предметы», еще одним усложнением может служить создание узора как на картинке, но другого цвета.
«Кораблик «Плюх-плюх»
Цель: развитие сенсорного восприятия, развитие ориентации в пространстве, порядковый счет.
Игровые действия: заполнение горизонтальных рядов и вертикальных рядов по цвету, шнурование флажков на мачтах по цвету, заданию. Для развития сенсорных способностей предлагаем разложить предметы по одному признаку: цвету. Для развития математических представлений можно предложить детям определить где флажков на мачтах мало, много, поровну. Предложить посчитать мачты и флажки на них. При усложнении заданий можно предложить детям показать все мачты выше среднего. Или найти мачту выше средней, но ниже самой высокой мачты. При обучению счету можно предложить надеть на две любые мачты флажков поровну.
«Квадрат Воскобовича».
Цель: Тренировка внимания, логики, сообразительности. Знакомство с геометрическими фигурами.
Игровые действия: Знакомство с ним мы начинаем со сказки «Тайна Ворона Мэтра или сказка об удивительных приключения — превращениях квадрата». В дальнейшем, складывая «квадрат», мы знакомим детей с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник).
Кораблик «Брызг – брызг»
Цель: Знакомство детей с условной меркой, количественным счетом. Учить сортировать по цвету, соотносить цифры и количество.
Игровые действия: Детям можно предложить задания: Измерить флажками высоту мачт. Посчитать флажков какого цвета больше всего, меньше всего. Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между 7 и 5? Какой у нее порядковый номер?
«Геоконт»
Цель: Развитие моторики рук, сенсорных способностей (освоение цвета, формы, величины), мыслительных процессов (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) Развитие творчества.
Описание: Игра представляет собой фанерный планшет с пластмассовыми гвоздиками, расположенными особым образом и цветными резинками.
Игровые действия: К игре «Геоконт» прилагается сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я» сказка позволяет познакомить детей с героями фиолетового леса. Которые с помощью «Геоконта» открывают мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Взрослые читают детям сказку, а дети по ходу сюжета складывают фигуры на «Геоконте», отвечают на вопросы. Сказка помогает детям познакомиться с геометрическими понятиями. Дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на разноцветные гвоздики, конструируя простые геометрические фигуры, создают образы объектов по собственному замыслу. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «кривая», «прямая», «отрезок».
«Геовизор»
Цель: Совершенствование внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Развитие математических представлений (пространственные отношения, количественный счет), творческих способностей. Тренировка мелкой моторики рук.
Описание: «Геовизор» представляет собой картонный лист и прозрачную пластину, которые соединены блокнотной «пружинкой». На пластину нанесено изображение координатной сетки, подобной игровому полю «Геоконта».
Игровые действия: Геовизор дает возможность рисовать под диктовку или по образцам, представленным в альбоме фигур. Занятия могут проводиться как с использованием игры Геоконт, так и самостоятельно, когда воспитатель диктует координаты, а ребенок соединяет названные точки. Такой способ позволяет познакомить детей с понятием отрезка. Кроме того, в инструкции дается несколько заданий, помогающих детям запомнить геометрические формы. Например, можно предложить детям нарисовать на Геовизоре мордочку кошки и спросить какие геометрические фигуры пришлось объединить (квадрат и треугольники)
«Математические корзинки»
Цель: Развитие умения складывать и вычислять в пределах пяти. Освоение состава числа в пределах пяти. Развитие внимания, памяти и элементов логического мышления. Тренировка мелкой моторики рук.
Описание: Игра представляет собой поле с грибочками и пятью корзинкам, которые вмещают в себя по 10 грибочков.
Игровые действия: В каждой корзинке отсутствует определенное число грибочков. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть корзинки, посчитать количество недостающих грибочков и подумать, сколько еще поместится. Корзинки можно сопоставлять между собой, выясняя, где больше грибочков и сколько необходимо добавить, чтобы сравнять их количество.
«Чудо – крестики
Цель: Развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук, воображения и мышления. Развитие творческих и сенсорных способностей. Научить ребенка свободному пространственному конструированию. Тренировать моторно- зрительную координацию
Описание: Детская головоломка с помощью, которой ребенок сможет составлять картинки из фигур разных форм и цветов.
Игровые действия: Можно предложить детям из деталей конструктора сложить снеговика, ракету, девочку, дом, клоуна, бабочку, лодку, а также придумать свои собственные предметы. Можно предложить детям обвести предметный контур на бумаге, а затем разрисовать или заштриховать его. Таким образом будет тренироваться моторно- зрительная координация.
Используемая литература
- Дидактические игры в детском саду А.И.Сорокина
- Ступени творчества или развивающие игры Б.П.Никитин
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова
- Давайте поиграем А.А. Столяр
- Развитие логического мышления детей Л.Ф. Тихоморова, А.В. Басов
- Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов)
- Развивающие игры в ДОУ Т.М. Бондаренко
- Предметный мир вокруг нас М.В. Крулехт
Зелинская Любовь Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Осипенко Елена Николаевна,
воспитатель второй квалификационной категории,
ГККП «Ясли-сад «Батыр»,
г. Петропавлск, СКО