Home » статьи »  «Использование трехъязычия в тренинге личностного роста юного музыканта «MEN MÝZYKANTPYN! I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!»

 «Использование трехъязычия в тренинге личностного роста юного музыканта «MEN MÝZYKANTPYN! I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!»

За весь период независимости, Казахстан достиг огромных успехов в разработке и осуществлении уникальной модели мирного сосуществования в одном государстве множества культур и этносов, позволяющее развивать языковое богатство нашей страны и способствующее взаимодействию и взаимообогащению национальных культур.

В современной педагогике многие преподаватели используют метод тренинга, как формы активного обучения, через поведение, где каждый участник делает выводы, учится по-новому взаимодействовать с собой, другими людьми и с жизнью в целом. Всё это ребенок получает в безопасном и дружелюбном тренинговом пространстве. Тренинг — это особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что при обучении задействован весь личный опыт участника.

Маленькому музыканту приходится сталкиваться с преодолением многих трудностей и важнейшей педагогической задачей в музыкальном образовании является формирование исполнительской культуры, целостного представления о произведении, восприятие интонационной формы, осмысление музыкальных эмоций и представлений, воплощение композиторского замысла и построение исполнительской интерпретации. Использование игровых педагогических, тренинговых технологий с применением трехъязычного способа восприятия, помогают переосмыслить и реализовать формирование и развитие музыкальных компетенций, необходимых для становления всех форм активности юного музыканта.

Педагог-музыкант – это и посредник между общекультурным, музыкальным опытом человечества и новым поколением. Какова же тогда миссия руководителя практики, ведь он готовит будущего педагога-музыканта? Что нужно сказать практиканту сегодня, чтобы завтра, через десять лет и через двадцать, глядя в глаза детей, он видел в них свое отражение – а это Радость встречи, общения и Любовь к музыке, жизни, людям.

Привлекая студентов и руководителей практики к проведению тренинга, с использованием трехъязычия, была поставлена цель–изучить законодательную, научно-методическую литературу по данной теме, провести апробацию педагогических и психологических приемов с использованием трехъязычия в процессе исполнительской подготовки юного музыканта.

Целевая аудитория -учащиеся детских музыкальных школ, школ искусств, специализированных школ с музыкальным обучением.

Задачи тренинга:

  • Создание ситуации успеха как фундамента формирования исполнительской подготовки юного музыканта
  • Расширение приемов, способов, методик педагогических и психологических инноваций с использованием трехъязычия
  • Вовлечение в педагогическую среду практикантов колледжа на примере проведения внеклассных мероприятий
  • Активизация творческого потенциала руководителей практики
  • Расширение взаимодействия учащихся базовой детской музыкальной школы с обучающимися колледжа, руководителями практики, педагогом-психологом.

В Послании Президента «Новый Казахстан в новом мире» — Н. Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков»: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский – государственный язык, русский – язык межнационального общения и английский – язык успешной интеграции в глобальную экономику».

Знание государственного языка способствует национальному единению; развитие и сохранение языкового многообразия ведет к подъему государства на совершенно новый уровень, способствуя интеграции Казахстана в мировое сообщество, а также укреплению конкурентоспособности, в период экономической и социальной модернизации.

Вхождение Казахстана в Болонский процесс явилось знаменательным событием и сыграло важную роль в развитии трехъязычия в нашей стране, так как основным  принципом Болонской декларации, представляется реализация система полиязычного образования. Целью Болонского процесса является создание сильной конкурентоспособной системы образования в мире, включающей 43 европейских и центрально-азиатских стран.

Развитие личности юного музыканта, в контексте педагогики и психологии музыкального образования, рассматривается как развитие мотивационно-потребностной сферы, музыкальных способностей и прежде всего музыкального слуха, ритма, памяти, мышления (Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин) музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это и развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося; и развитие всех сторон его музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; интуиции и ассоциаций; и развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и даже композиционно-творческих умений и навыков и т. п.

У каждого ребенка есть неосознанное желание сравнивать себя с другими. Участие в конкурсах может стать важной частью жизни детей, которые занимаются музыкой и мечтают построить на этом свое профессиональное будущее. В нашей Базовой музыкальной школе практики учатся 133 ребенка и их пребывание в музыкальном колледже, в той среде, где музыка является для всех окружающих — и преподавателей и студентов, осознанным выбором, делом всей жизни и не только делом, но и любовью, призванием, воплощенным в профессию.

Педагогическое сопровождение музыкального становления ребенка включает в себя различные формы подготовки – индивидуальную, групповую, все это составляет фундаментальную основу в становлении юного музыканта в процессе исполнительской подготовки. Исполнительская подготовка маленького музыканта представляет дидактически уникальный педагогический процесс, способствующий интеграции системы метапредметных связей теоретических и практических специальных дисциплин.

Необходимо помочь юному музыканту убрать всё лишнее из своего выступления, а значит, научиться без страха смотреть в зеркало и на видеокадры своего выступления. Неприятие себя – это главная проблема, которая требует осторожной педагогической корректировки в психологическом настрое ребенка. «Музыкант – это пластика, введенная в звук! Это многоцветие эмоционального переживания, настроения. Мастер владеет изобразительными средствами в диапазоне от медведя до соловья» — цитация И. Авалиани, педагога РАМ им. Гнесиных, доцента Академии им. Маймонида из его статьи «Психологические проблемы музыканта на сцене». Как помочь детям при исполнении произведений избавиться от мышечных зажимов, тремора, панического страха публичного выступления, разнообразные проявления которого выдают исполнителя.

Для того чтобы маленький музыкант пришел в мир профессиональной музыкальной деятельности, ему необходимо быть неотягощенным физиологическими и психологическими проблемами и только тогда придет понимание прочтения, проживания и собственной интерпретации музыкального произведения. Психология музыкального искусства призвана показать, как протекает реализация отношений композитора, исполнителя, слушателя: иными словами, какова логика организации психических процессов при построении индивидуального композиторского замысла, его воплощения, исполнительской интерпретации и постижения слушателем.

На сегодняшний день, тема личностного роста является одной из самых актуальных во взрослом сообществе, понимая рост и развитие личности с получением дополнительных навыков и знаний в чем-либо, повышение интеллектуальных способностей. Процесс саморазвития у каждого человека происходит непрерывно и без его участия. По мере взросления ребенок делает выводы, меняет мировоззрение, с возрастом становится мудрее, если руководствуется правильными выводами и имеет благодатное окружение из родных и друзей. Активный личностный рост подразумевает определение и достижение цели. Для этого требуются усилия. Самосовершенствование трудно представить без регулярных побед над самим собой и переживаний. С точки зрения психологии саморазвитие – путь к успешности и счастью.

В нашем учреждении — ГУ «Комплекс» Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей» разработан и утвержден план мероприятий по внедрению полиязычия в образовательный процесс. Используя практику по внеклассной работе обучающихся 2 курса по специальности «Музыкальное образование», мы имели возможность организовать и провести тренинг личностного роста юного музыканта  «MEN MÝZYKANTPYN! I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!» для учащихся базовой детской музыкальной школы практики.

Профессиональная практика студентов музыкального колледжа включает в себя исполнительскую и в большей степени педагогическую практику, направленную на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Базовая детская музыкальная школа практики является основной базой для проведения педагогической практики обучающихся колледжа и внеклассная работа с детьми в каникулярное время – это возможность вовлечения  студентов в захватывающий мир детского общения, творчества, помогающий раскрыть каждого ребенка и дарящий неоценимый опыт педагогической работы.

За две недели в фойе колледжа появилась объявление, которое могли прочитать все учащиеся школы, студенты, преподаватели, родители и гости. Затем на странице facebook, Instagram, ВКонтакте, на официальном сайте музыкального комплекса и других социальных сетях появилось запланированное мероприятие «Тренинг личностного роста юного музыканта  «MEN MÝZYKANTPYN!  I’M A MUSICIAN! Я МУЗЫКАНТ!», на которое откликнулись многие дети, которые на зимних каникулах не уехали из города. Предварительно организаторы тренинга пригласили учащихся БДМШ практики, студентов и преподавателей принять участие в тренинге в качестве исполнителей концертных номеров. Активно отреагировали скрипачи, поэтому было решено включить в тренинг небольшой экскурс в историю возникновения инструмента и рассказать о выдающихся исполнителях и мастерах скрипичного дела.

Тренинг подходил к завершению, дети обсудили, как прошло мероприятие, что понравилось, что было интересного, нового, с чем было сложно справиться, но было ощущение того, что никто не хочет уходить, всем нравится происходящее и организаторы предложили детям выступить – исполнить любимое произведение. И дети стали выходить с инструментом, к роялю и звучала музыка, и раздавались теперь уже заслуженные аплодисменты благодарных зрителей.

Самым ценным для нас, организаторов этого тренинга стало то, что предложив детям выступить без подготовки, многие из них смело подошли к роялю, кто-то взял домбру, одна девочка сказал «я хочу спеть…». Во время исполнения казахской народной песни весь зал подхватил «Бипыл, Бипыл, Бипыл-ай, Тартшы құрбым бiр күйдi-ай» и аплодировал в такт мелодии.

У полиязычного образования много положительных сторон и перспективы образования в целом расширяют возможности внедрения инновационных методов обучения и воспитания, стимулируют их внедрение в учебно-воспитательный процесс. Языковая компетентность позволяет использовать разнообразные средства письменной и устной коммуникации на казахском, русском и английском языках.

Позитивная эмоциональная сферы тренинга создает благоприятные условия для интеллектуальной и творческой деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка в процессе обучения с использованием игровых педагогических технологий. Используемые игры, упражнения приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языковой лексики, обеспечивают практическую направленность тренинга.

Успех тренинга зависит, прежде всего, от атмосферы необходимости речевого общения с использованием казахского, русского и английского языков в созданной ситуации успеха и радости общения, увлеченности совместной творческой деятельностью, при исполнении музыкальных произведений с преподавателем, одноклассником или практикантом.

Использование данных приёмов позволяет учащимся легко адаптироваться в условиях полиязычного образования, где все участники тренинга общаются на трех языках, выбирая любой в зависимости от упражнения, где маленькие музыканты, накапливая свой исполнительский опыт, опыт общения со сверстниками или взрослыми, ощущает ценность собственной личности, учится преодолевать свои комплексы с помощью технологий тренинга, на котором не важно на каком языке ты говоришь, потому что тебя слышат, и понимают, и принимают безусловно.

Каждое событие в музыкальной жизни колледжа отражается и в творческой жизни учащихся, студентов, преподавателей, концертмейстеров и солидарность, сотворчество помогают нам в достижении новых рубежей и побед, в честь 60-летия музыкального колледжа.

Кощук Эльвира Геннадьевна,

заместитель руководителя

 по учебно-производственной работе

ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа – интернат для одаренных детей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*