Home » Учебно-методические материалы » Исследовательская   деятельность в создании творческих проектов по технологии

Исследовательская   деятельность в создании творческих проектов по технологии

                     “Чтобы человек был сыт один день,

дай ему рыбку, два дня – дай ему две рыбки,

 а чтобы человек был сыт всю жизнь – научи его ловить рыбу.”

(Японская мудрость.)

 

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Как построить учебный процесс, чтобы научить ученика, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления, элементы которые я применяю в процессе работы над творческим проектом.

Слово «проект» (от латинского projectus – выброшенный вперед, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, творческого мышления, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Проект — это «пять П»: Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация.

В целом в работе над творческим проектом учитель:

— помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

— сам является источником информации;

— координирует весь процесс;

— поощряет учеников;

— поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов я использую не только индивидуальную форму работы учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.  Так же групповая работа даёт возможность учащимся объединиться по интересам. Воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива.

На уроках технологии учу ребят не только различным способам обработки различных материалов, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать, чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность, проявить творческие способности.

Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо учащихся знакомить с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека.

Предмет «Технология» — образовательная область, которая синтезирует научные знания  математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения.   Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда.  Введение проектной деятельности  в профессиональное самоопределение способствует установлению доступа к полноценному выбору профессий в соответствии с их интересами, способностями, потребностями и возможностями.  В процессе проектной деятельности происходит саморазвитие через  пробы сил в выбранной сфере деятельности.

Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. В ходе выполнения исследований у обучаемых  происходит интеграция знаний по естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, что приводит к формированию базовых профессиональных компетентностей. Для учителя и ученика проект важен  и как продукт труда, и как метод познания, где важная роль отведена исследованию.

Так в содержании этапов работы над творческим проектом, мини исследования происходят на пяти этапах.

            Содержание этапов творческого проектирования.
1.Проблема.

Главная задача на этой ступени – выявить из множества проблем несколько наиболее существенных.

  1. Осознание проблемной области.

Для этого придется ответить на вопрос:  проблема, какой области важнее?

  1. Выявление конкретной потребности. I мини- исследование.

К началу третьего этапа выполнение проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого требуется провести I мини- исследование, в процессе которого «примеряется» каждая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и определение степени надобности в зависимости от обстоятельств.

Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов». Чтобы быстрее помочь ученикам в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта,  самый интересный материал я оформляю в виде инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы.

4.Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе ученица нуждается, например, в спортивной сумке, то задача формулируется следующим образом: сконструировать и изготовить сумку.

  1. Выявление основных параметров и ограничений.

Необходимо определить  основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами и желанием.

Разрабатываемая спортивная сумка должна:

— не превышать размеров 50*25*25 см;

— иметь низкую себестоимость;

— быть многофункциональной и универсальной;

— иметь красивый внешний вид.

  1. II мини- исследование (выявление традиций, истории, тенденций)

Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.

  1. III мини- исследование. Построение кластера «звездочки обдумывания».

На данном этапе составляется «звездочка обдумывания». В центре необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам описываются:

*Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

* Какие необходимы инструменты и оборудование.

* В каком стиле будет изделие, соблюдает ли оно традиции и современную моду.

* Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен.

* Необходимо записать все этапы моделирования и конструирования.

* Обязательно записать всю технологию изготовления.

* В конце работы подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным.

 

 

Потребность
Из истории создания изделия
Выбор инструментов
Требования
Изделие
Сбор информации
Выбор материалов
Техника безопасности
Технология изготовления
Выбор вариантов
Себестоимость

IV мини- исследование. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

На данном этапе необходимо зафиксировать все идеи, возникшие по данной проблеме. Учащиеся задают себе вопросы: «А что если?.. А что, если я сделаю изделие этой формы?.. А что, если я использую  другой материал ( например фетр вместо войлока)?..» Они могут быть записаны в виде фраз, нарисованы в эскизах.

  1. V мини- исследование. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.

Всем идеям необходимо вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность; себестоимость; обеспеченность материалами; трудоемкость.

Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

Далее начинается непосредственно работа над проектом:

10.Выбор материала.

11.Выбор инструмента, оборудование.

  1. Разработка технологического проекта.
  2. Организация рабочего места.
  3. Экономическое и экологическое обоснование.
  4. Контроль качества.
  5. Выполнение технологических операций.

17.Коррекция.

  1. Контроль, испытания.

19.Записки. Реклама.

20.Оформление.

  1. Защита проекта.

Из анализа этапов работы над творческим проектом видно, какая решающая роль отводиться исследовательской деятельности, учитывая этот фактор, уже многие годы вовлекаю учащихся в научную работу.

При выполнении работы над проектом учитываю  индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществляю  индивидуализацию  обучения и дифференцированный подход.

Для успешности реализации проектов использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы.  Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.

Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в  каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.

Особенность метода проектов состоит в том, что он является общим для всех работ, выполняемых на уроках технологии, — будь то обработка текстиля, пластика, древесины, металла, различные работы с использованием техники народных промыслов и ремесел, кулинарные изделия, графические работы, работы связанные с техническим  творчеством, дизайном.

При этом метод проектов легко «вписывается» практически в любые программы обучения, используемые в предмете «Технология».

Так по разделу программы «Технология художественной обработки материала с элементами декоративно-прикладного искусства» ученица 10 класса выбрала для работы такую тему проекта: «Декоративные изделия из войлока», где воплотила свой замысел в виде декоративных торсыков, верблюда. Одинцова Дарья, ученица 8 класса, выбрала тему для проекта: Декоративные вазы, которые выполнила в технике — плетение из газетных трубочек. Фролова Анна, ученица 9 класса, выбрала для проекта тему: «Моя новая школьная юбка» из раздела программы «Проектирование и изготовление швейного изделия», по окончании работы над проектом смогла сшить новую юбку по своему дизайну.

В ходе работы над творческим проектом, я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу.  Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

Учебное время ограничено, не хватает времени и возможностей выполнить проекты    объемные, поделиться множеством идей, продемонстрировать свои умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства. Поэтому логическим продолжением уроков является кружковая работа по предмету. Занятия в кружке «Умелые руки» предоставляют  большие возможности для способных и увлеченных детей.

Большое значение имеют выставки, проводимые в школе и за ее пределами. Так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках изобразительного искусства, истории,  в организационно-развлекательных школьных  мероприятиях.

Результаты  моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалеют ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них  художественных изделий.

Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я  и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, творчески организуя свои уроки.

                                                                           Литература

  1. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности // Народное образование.- 2009.- №2.
  2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.
  3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке». М., «Просвещение», 2004г.
  5. Баустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс», 2003

 

Воронецкая Алла Викторовна,

учитель технологии высшей категории,

 КГУ СШ№21, город Кокшетау

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*