Home » статьи » Казахские национальные игры сквозь призму общенациональной идеи «Mенгілік Ел»

Казахские национальные игры сквозь призму общенациональной идеи «Mенгілік Ел»

 

 Общенациональная идея «Mенгілік Ел»

должна стать крепкой идейной

основой не только Стратегии «Казахстан-2050»,

но и нерушимой, непоколебимой идейной основой

становления государства Казахстан ХХI века.

(Н.А. Назарбаев)

 

Казахстан в ХХІ веке нельзя представить вне казахского образа жизни, вне национального бытия казахов. Казахская нация является единственным государствообразующим народом с высокой миссией консолидации вокруг себя представителей других этнических меньшинств, проживающих на территории республики. Послание Президента стало выдающимся по своему значению для народа Казахстана. Провозглашена национальная идея «Mәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости.    [2. с3]

 Цель «Mәңгілік Ел» — воспитание нового поколения, социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания, национального духа, духа патриотизма, исторического сознания и социальной памяти; духа профессионализма и конкурентоспособности, готовых к активным и решительным действиям по сохранению стабильности, независимости, безопасности нашего государства, способных строить конструктивный диалог с представителями других культур.  [1.с.5]

В Казахстане в настоящее время формирование здорового образа жизни стало государственным приоритетом, ведь здоровая нация – это основа социально- экономического процветания нашей страны. Физическая культура и спорт предоставляют неисчерпаемые возможности для воспитания чувства прекрасного, его проявления через красоту человеческого тела, гармонию движений, коррективные взаимоотношения людей, основанные на справедливости, честности и уважении. Формирование здорового образа жизни и интереса к спорту должно осуществляться уже с детства. Каждый учитель должен проникнуться необходимостью своего вклада в борьбу за здоровье нации. Отлучение детей от массового спорта усугубилось всевозрастающим влиянием на них новых форм развлекательной сферы, их стремлением быть на острие моды в музыке, танцах, одежде, манере поведения. Поскольку в этот набор престижных занятий не вошло физическое совершенствование, как это не горько констатировать, физическая культура стала не любимым предметом, а от массового спорта осталось лишь название. Перед современным учителем стоит задача найти такие методы и средства обучения, которые вызвали бы у детей наибольшую активность и заинтересованность. Все уроки должны приносить детям наслаждение от различных физических упражнений, с учетом психологических особенностей школьников и стремления проводить уроки на фоне положительных эмоций. На уроках физической культуры я применяю разнообразный материал, направленный на развитие кондиционных способностей, познавательную активность учащихся. Вся история казахов – это история сплочения, согласия и единения. Прошлое своего народа не забывает тот, кто ратует за мир и равенство, кто признает силу мудрости своего народа и с надеждой смотрит в будущее своей страны. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями, связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом.[1.с.6].
Казахские национальные игры — прекрасное средство развития и совершенствования двигательной активности детей, способствующие укреплению и закаливанию организма. Как средство активизации учащихся на уроках физической культуры, использую казахские национальные игры. Наличие соревновательного момента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям. В раздел спортивные игры включаю такие игры как, «Айдахардын кұйрыгы» «Хвост дракона», «Игра с мячом» «Ұрма доп», они способствуют навыкам владения мячом, развитию хорошей реакции, силы, быстроты, ловкости, чувства коллективизма. От участников требуется согласованность в действиях. Такие игры продолжаются более длительное время и образуют своеобразный круг наиболее любимых игр. Быстрота, ловкость, меткость, резкие движения – вот что увлекает детей. На уроках легкой атлетики, для совершенствования метания применяю игры, которые развивают у детей быстроту, силу, меткость, концентрацию внимания. Например, для закрепления метания мяча в цель использую игру «Жамбы ату». Подвесив Жамб (набивной мяч) на веревке в центре круга, учащиеся с определенного расстояния, теннисным мячом поочередно стараются попасть в Жамб, выигрывает тот, кто первый собьет Жамб. Бег – наиболее простой и доступный вид движений в играх, не требующий никаких приспособлений. Вместе с тем он активно способствует оздоровлению детского организма. Игры с включением элементов бега по своему содержанию, правилам и повышенной простоте, вполне доступны детям для развития быстроты двигательной реакции, уверенности в своих силах. «Жаяу Жарыс», «Догнать джигита» «Жигитти Қүып жетү» — быстрота, скорость, ловкость, резкие движения, вот что увлекает детей в этих играх. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. Для развития силовой выносливости применяю игры с элементами борьбы и сопротивления. Физические действия на сопротивление стимулируют деятельность растущего организма, воспитывают силу, ловкость, выносливость и сообразительность. В этих играх используются различные борцовские приемы. К таким играм относятся: «Выйти из круга» «Атамарлату», «Подними товарища» «Қыса көтеру», «Перетягивание каната» «Аркан тартыс», «Единоборство» «Сайыс». Правильный подбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у учащихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной настойчивости в достижении поставленной цели. Методические требования к проведению казахских национальных игр должны соответствовать уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса. Особое значение национальных подвижных игр заключается, в том, что они доступны детям самого разного возраста, они вызывают живой интерес к занятиям физкультурой. Казахские национальные игры являются частью культуры народа и успешно выполняют свою роль в формировании здоровья и активности подрастающего поколения. Применение в педагогической практике казахских национальных игр отражает положительную динамику качества знаний учащихся по предмету и позволяет сделать вывод о правильности выбранных форм и средств в достижении поставленной цели.

 

Литература:

  1. Патриотический акт «МәңгілікЕл». Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего». – Астана, 2016.- 26 апреля.

2.План нации− 100конкретныхшаговпореализации пяти институциональных реформ Главы государства Н.А.Назарбаева.−Астана.–2015.

3.Танекеев М.Т. От байги до Олимпиады.Алма-аты Казахстан.1998г.

4.Доскарев Б.М. История ФК. Казахстан2008г.

 

Марушевская Т.В.,

учитель физической культуры,

КГУ СОШ№25  г.Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*