Home » статьи » КазГАСА – это путь к успеху

КазГАСА – это путь к успеху

В ХХI веке образование является главным направлением в развитии и одной из самых быстро развивающихся областей общества. Образование как система – это уникальный социальный институт, призванный раскрывать и развивать  социо-гуманитарные, творческие способности личности; социально-значимые идеалы, конструирующие будущее общество.

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. По сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования.

Система высшего образования Республики Казахстан стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Образование становится неотъемлемым компонентом повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях. Сегодня в приоритете новые требования – инновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, научные исследования, тесная связь обучения с потребителями промышленности и экономики.

Президент нашей республики Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в 2018 году подчеркнул: «Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ, должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменению и усвоению новых знаний. Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свою историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».

В своей стратегической статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» он особо подчеркнул, что в системе приоритетов молодежи образования должно стать первым номером.

При этом, учитывая особенность эпохи глобализации и информации, президент специально выделил роль социо-гуманитарных дисциплин в системе образования «Мы должны создавать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее».

В Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) социо-гуманитарным дисциплинам отводят особую роль. Если в некоторых вузах и факультетах технического и естественно-научного профиля многие дисциплины социо-гуманитарных наук попали в разряд элективных, по ним сокращены учебные часы, то в отличие от них, в КазГАСА существует давняя традиция готовить не узко ориентированных инженеров, а специалистов с современным научным мировоззрением, понимающие современность и нацеленные в будущее. В этих целях выделены три кредита в категории как обязательные дисциплины социо-гуманитарным предметам, и они не являются элективными, что очень важно.

Известно, что образовательный процесс в настоящее время уже не сводится лишь к восприятию информации, полученной от преподавателя, и ее усвоению, а является личностно-ориентированным. Учебный процесс должен затрагивать ум и чувство студента, не оставляя его быть равнодушным. Он сам должен искать ответы на вопросы, встречающиеся как в повседневной жизни, так и носящие глобальный характер. Для этого ему потребуется основываться не только на свой опыт, но искать новую информацию. Вместо пассивного получения информации студенты должны будут сами ее добывать, под руководством своего преподавателя. Студенты принимают участие во многих видах практической деятельности, а заодно и показывают свои знания. Требование времени к обучению не как запоминанию информации, а как к исследованию. Каждый проект для студента является своеобразным открытием, где есть конкретный его личностный вклад.

Работая над научными проектами, студенты в групповом формате, научаются сотрудничать друг с другом. Общество сегодня очень мобильное, интернет дает возможность сотрудничать с людьми со всех континентов. Поэтому участие в групповом научно-исследовательском проекте является той площадкой, которая закладывает фундамент групповому сотрудничеству. Сотрудничество должно носить поступательный, динамичный характер. Студенты должны научиться распознавать возможности и способности, которые каждый человек может привнести в проект, и меняться ролями, в зависимости от данных атрибутов. В этом отношении и КазГАСА также сотрудничает с другими образовательными учреждениями по всему миру, чтобы делиться информацией и узнавать о различных разработанных практиках и методах. Это дает возможность вузу перенять положительный опыт, изменить свои методы обучения в свете новых достижений в данной области.

Социо-гуманитарные дисциплины способствуют пониманию студентами самих себя, и умению применять полученные знания в жизни. В занятиях нет большого проку, если они никак не влияют на жизнь студентов вне стен учебного заведения. Сегодня студенты, вооружившись технологиями и интернетом, способны на многое. Социо-гуманитарные дисциплины помогают студентам принять участие в мировом сообществе, сохраняя свою национальную, государственную идентичность, свой духовный код.

Один из героев романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок или дольше века длиться день» Сабитжан, сын покойного Казанкапа много читал, имеет высшее образование, может говорить на любую тему, но как заключает Едыге, друг Казанкапа, «человек с него не получился». Не сохранил он свою идентичность, духовный код предков.

В настоящее время, когда мир виртуальный заслоняет реальный мир людей очень важно студентам самим исследовать свою повседневную жизнь, свой внутренний мир, свое общество, общество реальных живых людей со всеми их нелегкими проблемами, на которых может и нет сейчас ответа, но познав этот мир можно уверенно отправиться в мир большой, ибо они в процессе обучения выработали иммунитет защиты, со своей духовной идентичностью.

И один из ведущих вузов Казахстана – КазГАСА — дает такую возможность студентам.

Иисова А.М., ассистент проф.

Кушербаева А.Б., ассист.проф

 Казахской Головной Архитектурно-Строительной Академии,

Республика Казахстан, г. Алматы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*