В настоящее время в сфере образования наиболее актуальным является вопрос, касающийся программно-методического обеспечения образовательного процесса, который представляет собой проблемное направление в работе педагогов. Ведь методическая разработка это один из типов образовательных программ, предназначенных для решения определенных проблем в системе образования.
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть, как индивидуальной, так и коллективной работой, но количество составителей не должно превышать 3 человек. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя, мастера производственного обучения и качества подготовки по учебным специальностям.
Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов [2].
Методическое пособие — это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала. Пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме [1].
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной,
известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить направления предстоящей работы.
Например, Smart цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Разработчики в методике не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.) [4].
Структура методической разработки
- Титульный лист, оборотная сторона титульного листа;
- Рецензии рецензентов (внешняя, внутренняя);
- Аннотация;
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованных источников;
- Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается актуальность, цель, задачи, новизна, результативность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
При планировании учебной темы необходимо:
- Продумать методику преподавания темы.
2.Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
- Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
- Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников должен содержать 15 названий или более. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется.
Использованный материал:
- https://www.ektu.kz/MONRK/514.pdf
- http://21412s08.edusite.ru/p30aa1.html
- http://www.okulyk-edu.kz/front/img/treb1-rus.pdf
- http://www.enu.kz/downloads/met-rek-umk.pdf
Роза Акпановна Шаяханова,
руководитель инновационного отдела Центра модернизации образования,
Дайра Кайнемовна Амиргалиева,
методист отдела инновации Центра модернизации образования
г. Нур-Султан
Жарайсыз, дұрыс, сіз сияқты ұстаздар көбейе берсін!
Барлық мақсаттарыңыз орындала берсін!