Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, педагоги
Цели:
— повышение уровня экологической компетентности родителей;
— дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
— заинтересовать проблемой;
— приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
— выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Задачи:
— обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
— обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
— продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;
— вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.
Ход собрания:
Воспитатель: (читает стихотворение)
«Что значишь ты, без трав и птиц, и без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей, без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец, о человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).
Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.
Вначале объявляется небольшая «Походная разминка»,
звучит любая ритмичная музыка:
- «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.
- «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.
- «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.
- «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.
- «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.
- «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Остановка первая: «Знатоки природы»
(столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное
или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают.
За лучший рассказ — звание «Знатока природы».
Остановка вторая: «Острое блюдо».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли».
Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания.
Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
Остановка третья: «Они нас лечат».
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
— Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Остановка четвертая: «Игровая».
Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов» П. Чайковского.
Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции.
Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:
Игра «Врасти в землю»: Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Игра «Ты – лев»: Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!
Игра «Дыши и думай красиво»: Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.
Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.
ОКНО – очень короткие новости:
SOS новости:
— Кострище не зарастает 5-7 лет;
— Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
— Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Занимательные новости:
— чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
— крокодил обладает самым сильным голосом;
— змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
— крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
— у улитки около 25 000 зубов;
-животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.
Остановка пятая: «Помоги природе»
Воспитатель: «Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, в пахнущие смертью небеса».
( А. Дементьев)
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой.
Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали;
чему можно научить детей во время отдыха.
Предлагается игра «Слово – эстафета»
Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»).
При этом родители передают друг другу цветок ромашку,
сделанную из бумаги.
Подведение итогов
Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы. И долг природе должен быть оплачен, когда б язык природы знали мы, наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания
Францева Светлана Петровна,
воспитатель І категории
ГККП ДО №18 «Балдырған»