Занятие по ознакомлению с окружающим с использованием опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Образовательная область: «Познание»
Раздел: «Ознакомление с окружающим»
Цель: Познакомить детей с процессом образования дождя.
Задачи: 1. Совершенствовать знание детей о состоянии воды в разное время года. 2. Закрепить понятия «грибной дождик», «проливной дождь», «ливень» 3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к новым знаниям.
Оборудование: Ноутбук с видеосюжетами о воде, таблицы для работы по мнемотехники, глобус, комплект для экспериментирования по количеству детей: стаканы с пресной и солёной водой, губки, тарелки, таз, салфетки.
Предварительная работа: Беседа о важности воды в жизни всего живого. Опытно – экспериментальная деятельность, просмотр видеосюжетов о воде и дожде.
Билингвальный компонент: вода – су, дождь – жаңбыр.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем просматривают видеосюжеты, в которых рассказывается о разном состоянии воды в разное время года. Ещё раз напомнить детям о том, что снег, туман, иней, сосульки, лёд, иней и морозные узоры – это всё вода. Беседа с детьми по содержанию просмотренных видеосюжетов:
- Работа с глобусом. Рассмотреть глобус – макет земного шара.
- Почему на глобусе так много голубой краски? (Голубой цвет – это вода. Воды на Земле намного больше, чем суши.)
- Каким цветом обозначается суша на глобусе? (Суша на глобусе обозначена жёлтой, зелёной и коричневой красками)
- Что обозначено на глобусе белым цветом? (Белым цветом на глобусе обозначается вечная мерзлота).
Для того чтобы детям было легче представить сколько же воды на Земле, взять в качестве модели земли яблоко. Яблоко разрезать на четыре части. Одна часть яблока это суша, три другие – вода. Вывод: на нашей земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, но вода в них не такая как в реках и озёрах. В океанах и морях вода солёная (дети пробуют подсолённую воду из стаканчиков.) В реках, озёрах и прудах вода пресная. (Дети пробуют пресную воду).
- Какую воду пьют люди? (пресную, но её надо обязательно кипятить).
- Почему нельзя пить солёную воду?
- Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
- В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)
- Какая вода в реках, озёрах, родниках? (пресная).
- Какая вода в океанах, морях? (солённая).
- Какую воду можно пить? (пресную, очищенную).
- В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)
Динамическая пауза: «Сколько знаем мы дождей?»
Сколько знаем мы дождей?
Посчитаем поскорей: дождик с ветром, дождь грибной.
Дождик с радугой – дугой, дождик с солнцем,
Дождик с градом, дождик с рыжим листопадом.
- Просмотр видеосюжета о рождении дождя. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.
- Как рождается дождь?
- Где собираются капельки воды, и что происходит потом? (капельки воды собираются в облаках, когда капелек собирается достаточно много, то идёт дождь).
- Какие виды дождя вы знаете? (назвать и объяснить: грибной, проливной, ливень).
Работа по таблицам(мнемотехника). Дети с помощью графической аналогии и заместителей рассказывают по мнемотаблицам, о каком виде дождя идёт речь.
- В какое время года идёт тот или иной дождь?
- Почему вы так решили?
- Похож ли летний дождь на осенний?
- Опытно — экспериментальная деятельность. На столах перед детьми лежат подносы с губками.
- На что эти губки похожи? (на облака) Воспитатель предлагает сжать губку.
- Почему из такого «облака» не идёт дождь? (потому что губка сухая).
- Предложить детям добавить воды из стаканчика на губку, сжать её.
- Что происходит, если губку сжать? (получается дождь, но его ещё мало)
- Как можно назвать такой дождик? (грибной)
Затем на облако вылить всю воду из стаканчика. Что бы помочь воде пропитать облако, можно слегка нажать на губку.
- Что произойдёт, если сжать облако? (пойдёт сильный дождь).
Вот так всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда их становится слишком много, идёт дождь.
- Рефлексия. Дети отвечают на вопрос воспитателя «Сможете ли вы рассказать своим товарищам или родителям о том, где рождается дождь, какой бывает дождь и какое значения имеет вода для всего живого на земле?»
Далее воспитатель обращает внимание на тучку(муляж), которая висит на шторке. «Дети, посмотрите, к нам прилетело облачко! Давайте посмотрим, нежели оно нам дождь принесло?». Дети подходят к облачку и обнаруживают там книжки – раскраски (сюрпризный момент).
- Дети благодарят облачко, прощаются с ним.
Тыщук И. Ф.,
воспитатель ГККП
«Ясли сад № 12 коррекционного типа
г. Аксу»