Home » Детский сад » Как рождается дождь

Как рождается дождь

 

 Занятие по ознакомлению с окружающим с использованием опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

 Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Ознакомление с окружающим»

Цель: Познакомить детей с процессом образования дождя.

Задачи: 1. Совершенствовать знание детей о состоянии воды в разное время года. 2. Закрепить понятия «грибной дождик», «проливной дождь», «ливень» 3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к новым знаниям.

Оборудование: Ноутбук с видеосюжетами о воде, таблицы для работы по мнемотехники, глобус, комплект для экспериментирования по количеству детей: стаканы с пресной и солёной водой, губки, тарелки, таз, салфетки.

Предварительная работа: Беседа о важности воды в жизни всего живого. Опытно – экспериментальная деятельность, просмотр видеосюжетов о воде и дожде.

Билингвальный компонент: вода – су, дождь – жаңбыр.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем просматривают видеосюжеты,  в которых рассказывается  о разном состоянии воды в разное время года. Ещё раз напомнить детям о том, что снег, туман, иней, сосульки, лёд, иней и морозные узоры – это всё вода. Беседа с детьми по содержанию просмотренных видеосюжетов:

  1. Работа с глобусом. Рассмотреть глобус – макет земного шара.
  • Почему на глобусе так много голубой краски? (Голубой цвет – это вода. Воды на Земле намного больше, чем суши.)
  • Каким цветом обозначается суша на глобусе? (Суша на глобусе обозначена жёлтой, зелёной и коричневой красками)
  • Что обозначено на глобусе белым цветом? (Белым цветом на глобусе обозначается вечная мерзлота).

Для того чтобы детям было легче  представить сколько же воды на Земле,        взять в качестве модели земли яблоко. Яблоко разрезать на четыре части. Одна часть яблока это суша, три другие – вода. Вывод: на нашей земле много воды. Большие голубые  пространства – это океаны и моря, но вода в них не такая как в реках и озёрах.  В  океанах и морях вода солёная (дети пробуют подсолённую воду из стаканчиков.) В реках, озёрах и прудах вода пресная. (Дети пробуют пресную воду).

  • Какую воду пьют люди? (пресную, но её надо обязательно кипятить).
  • Почему нельзя пить солёную воду?
  • Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
  • В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)
  • Какая вода в реках, озёрах, родниках? (пресная).
  • Какая вода в океанах, морях? (солённая).
  • Какую воду можно пить? (пресную, очищенную).
  • В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)

Динамическая пауза: «Сколько знаем мы дождей?»

Сколько знаем мы дождей?

Посчитаем поскорей: дождик с ветром, дождь грибной.

Дождик с радугой – дугой, дождик с солнцем,

Дождик с градом, дождик с рыжим листопадом.

  1. Просмотр видеосюжета о рождении дождя.  Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.
  • Как рождается дождь?
  • Где собираются капельки воды, и что происходит потом? (капельки воды собираются в облаках, когда капелек собирается достаточно много, то идёт дождь).
  • Какие виды дождя вы знаете? (назвать и объяснить: грибной, проливной, ливень).

Работа по таблицам(мнемотехника).  Дети с помощью графической аналогии и заместителей рассказывают по мнемотаблицам, о каком виде дождя идёт речь.

  • В какое время года идёт тот или иной дождь?
  • Почему вы так решили?
  • Похож ли летний дождь на осенний?
  1. Опытно — экспериментальная деятельность. На столах перед детьми лежат подносы с губками.
  • На что эти губки похожи? (на облака)                        Воспитатель предлагает сжать губку.
  • Почему из такого «облака» не идёт дождь? (потому что губка сухая).
  • Предложить детям добавить воды из стаканчика на губку, сжать её.
  •  Что происходит, если губку сжать? (получается дождь, но его ещё мало)
  • Как можно назвать такой дождик? (грибной)

Затем на облако вылить всю воду из стаканчика. Что бы помочь воде пропитать облако, можно слегка нажать на губку.

  • Что произойдёт, если сжать облако? (пойдёт сильный дождь).

Вот так всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда их становится слишком много, идёт дождь.

  1. Рефлексия. Дети отвечают на вопрос воспитателя «Сможете ли вы рассказать своим товарищам или родителям о том, где рождается дождь, какой бывает дождь и какое значения имеет вода для всего живого на земле?»

Далее воспитатель обращает внимание на тучку(муляж), которая висит на шторке. «Дети, посмотрите, к нам прилетело облачко! Давайте посмотрим, нежели оно нам дождь принесло?». Дети подходят к облачку и обнаруживают там книжки – раскраски (сюрпризный момент).

  1. Дети благодарят облачко, прощаются с ним.

 

Тыщук И. Ф.,

воспитатель ГККП

 «Ясли сад № 12  коррекционного типа

г. Аксу»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*