Командная работа давно признана эффективной в спорте, управлении, бизнесе, но не столько в педагогике и образовании. Нужно признать, что при всей специфике образовательной отрасли и педагогической деятельности, и в этой сфере, как в спорте, управлении или бизнесе есть большие возможности повышения эффективности работы каждого работника и всего коллектива путем создания эффективно функционирующих команд.
В Стратегии развития АО «НЦПК «Өрлеу» на 2012–2020 годы «Через повышение профессионального уровня педагогов – к новому качеству образования» корпоративность определена как принцип управления системным повышением квалификации педагогических кадров, обеспечивающим высокое качество образования.
2017 год для системы повышения квалификации «Өрлеу» отмечен особым знаком – это год 5-летия создания Национального центра. В этой связи символично, что именно сейчас, в 2017 году по инициативе руководства «Өрлеу» состоялась серия онлайн-встреч по обсуждению вопросов создания эффективной команды. Мы вместе прошли этап, на котором становились организацией как филиалы одного Национального центра, учились быть вместе, и за пять лет приобрели собственный опыт корпоративного взаимодействия в контексте системного повышения квалификации педагогических кадров.
В ситуации динамичных изменений cовременного общества сплоченная команда высокоэффективных менеджеров – это та сила, которая может двигать вперед организацию, качественно ее видоизменяя. Как такую команду построить? Ответ именно на этот вопрос обсуждался в рамках цикла онлайн-семинаров для заместителей директоров филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» «Школа эффективного руководителя: создание SMART-команды».
В течение года команда менеджеров – успешных руководителей подразделений Карагандинского филиала «Өрлеу» презентовала аспекты управления учебно-методической работой в условиях изменений. Как быстро уловить перемены, адаптироваться к ним и оперативно создавать решения? Как развивать потенциал SMART-команды? Как обеспечить устойчивое развитие института?
На первой онлайн встрече из цикла семинаров Муканова Саулеш Димкешевна, директор Карагандинского филиала «Өрлеу», представила один из аспектов создания эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повысить качественные показатели деятельности института. В основе этой системы лежит алгоритмизация всех процессов, влияющих на качество образовательных услуг при использовании системного и процессного подходов.
Участники онлайн семинаров имели возможность изучить систему профессионального развития SMART-педагога «Өрлеу», принципы создания кросс-функциональных команд и управления развитием персонала (Кушнир Марина Петровна, заведующая кафедрой дошкольного воспитания и начального обучения), опыт Карагандинского ИПК по планированию и организации курсов повышения квалификации (Жеткенбаева Р.Т., начальник отдела методического обеспечения инновационного развития, Калижанова Зейнегуль Амангельдиевна, начальник академического отдела). Как мы осуществляем мониторинг качества и оценку деятельности преподавателей и тренеров? (Сейтова Наталья Юрьевна, начальник отдела мониторинга и анализа).
Обсуждение этих вопросов в ходе семинаров показало, что, имея общую стратегию развития, каждый из нас решает поставленные перед Институтом задачи через собственные тактические действия с учетом особенностей региона, кадрового ресурса организации. При этом все филиалы имеют опыт управления командой в условиях изменений, креативные идеи и значительный потенциал развития.
13 октября проведен заключительный семинар цикла, в рамках которого командой заместителей директоров и руководителей подразделений всех филиалов Национального центра разработана интегрированная модель развития команды для эффективного управления в условиях изменений (Бектыбаева Гульнар Шаймерденовна, руководитель центра уровневых программ).
Размышляя о ключевых факторах управления развитием, в рамках корпоративного взаимодействия предложена модель, в которой нашли отражение ориентация на подходы системы менеджмента качества, активное вовлечение сотрудников через создание кросс-функциональных команд, система действий по профессиональному и личностному развитию коллективов филиалов. Модель интегрирует подходы в создании команды лидеров и является ярким подтверждением тому, что эффективные команды могут прийти к эффективным решениям.
Для организации интерактивного общения Карагандинский филиал в полном объеме использовал арсенал современных технологических решений для онлайн-взаимодействия, имеющийся в «Өрлеу». Идеи коллег фиксировались в чате, реализована совместная работа с видео- и графической информацией. Принимать единые решения помогали эффективные инструменты управления вебинарами – опросы и встроенная аналитика.
По итогам цикла семинаров участники из всех регионов республики отмечают важность идеи создания smart-команды, новое видение командной коммуникации, основанное на использовании интерактивного онлайн-сотрудничества.
«Школа» показала готовность команды заместителей директоров филиалов Национального центра «Өрлеу» к развитию и эффективному управлению институтами повышения квалификации в условиях стратегических изменений казахстанского образования.
Мейрамгуль ЖЕТПИСБАЕВА,
заместитель директора по учебно-методической работе филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, к.ф.н.,
Гульнар БЕКТЫБАЕВА,
руководитель центра уровневых программ филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области