Социально-экономические изменения в нашей стране привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования.
Именно различным аспектам проблемы модернизации системы образования и был посвящен практико-ориентированный семинар, который прошел на базе филиaла AО «НЦПК Өpлеy» «ИПК ПP по CКО». К участию в работе семинара были приглашены руководители общеобразовательных школ города и области, педагоги, воспитатели дошкольных образовательных учреждений. В рамках семинара было отмечено, что основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа — формирование знаний и понимания окружающей действительности, операциональная основа — формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.
Корягина О.В.
начальник отдела по связям с общественностью
и издательской деятельности
филиaла AО «НЦПК Өpлеy» «ИПК ПP по CКО»,
г. Петpопaвловcк