/из опыта работы педагога-психолога в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции/
Рядом с нами растут необычные дети их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.
Аутизм… Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги, врачи и родители, но и значительная часть общества. Ведь ставить такой диагноз детям стали все чаще. Детский аутизм в последнее время привлекает все больше внимание специалистов различного профиля.
Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» — «сам» (погружение в себя) Это заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики -5-6 случаев на 1000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчики.
Детский аутизм – особая аномалия психического развития, при котором имеет место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.
Известно, что хотя синдром детского аутизма окончательно формируется к 3- м годам, тенденции аутистического развития могут быть выявлены достаточно рано, часто практически с рождения ребенка. При адекватной помощи аутизм поддается определенной коррекции, чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех.
Научно доказано, что аутизм не лечится медикаментозными методами, никакие таблетки и операции не помогут. Аутизм может корректироваться через обучение. Основные методы — педагогические. Коррекция осуществляется несколькими способами. Один из наиболее эффективных — поведенческий подход. В рамках этого подхода есть множество методик и техник.
Аутисты достаточно обучаемы, но этот процесс подчинен определенной логике. Если помогать ребенку-аутисту учиться с очень раннего детства, то он сильно преобразится.
В кабинете психолого-педагогической коррекции Меркенского района родителям был прочитан доклад на тему «Коррекционно — развивающая работа при детском аутизме». Цель данного мероприятия, донести информацию об аутизме, особенности их развития и пути преодоления этой проблемы с помощью коррекционно-развивающей работы.
Одна из особенностей сенсорного восприятия при аутизме — так называемая «одноканальность», неспособность воспринимать одновременно два или более сильных сенсорных стимула — также приводит к тому, что ребёнок сможет отводить взгляд, чтобы иметь возможность слушать. Наш опыт показывает, что не следует говорить с ребёнком и при этом пристально смотреть ему в глаза.
В предварительной беседе с родителями мы выясняем, какие самостоятельные игровые действия наиболее привлекательны для их ребёнка, и выделяем из них те, которые перспективны для начала коррекционной работы. На основе рассказов родителей и наших наблюдений выделяем какие-то циклы стереотипной игры и пытаемся в неё включиться. На самом деле, ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) всегда замечает взрослого, который повторяет за ним движения, и если его не напугать слишком активными действиями, он склонен принимать ненавязчивую и вовремя предложенную помощь.
В работе с детьми мы используем разные методики: метод имитации, игротерапию, песочную терапию, одновременно мы предлагаем сенсорные игры, исходя из положения о том, что в играх ребёнок с аутизмом кроме комфорта и спокойствия ищет ещё удовольствия от сенсорных стимулов, использует игровые и неигровые предметы в связи с их сенсорными свойствами .
Чтобы привлечь внимание ребенка, можно использовать «завлекалки», например, запустить на полу юлу. А ёще лучше — большой обруч так запустить, чтобы он вращался вокруг своей оси и одновременно двигался по полу, таким же образом можно запустить и разноцветный мяч. Почти все дети с РАС реагируют на такие игрушки и на взрослого, который эти игрушки запускает. Они не только наблюдают за вращающейся игрушкой, но и сами пытаются привести её в движение, когда она останавливается. В этой ситуации можно вовлечь ребенка в игровое взаимодействие. Ребенка, погруженного в аутостимуляционные действия с веревочками, мы стараемся привлечь к игре «Змейка»
Так же важно отметить уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку. Ребенок-аутист может выбирать «глупую», «примитивную» с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры и не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре.
И в завершении хочется особо отметить важным в работе с ребенком – аутистом это установление эмоционального контакта, стимуляция и поддержание развития сохранных сторон его психики и преобладающих интересов. Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе.
Как сказал педагог и философ Р. Шнайдер «эти дети приходят проверить нас на человечность». И поэтому всем тем, кто хочет помочь «детишкам дождя», хочется пожелать терпения в понимании тех, кто никак не похож на нас.
Х.К. Бошанбекова,
педагог-психолог, «Кабинет
психолого-педагогической
коррекций» отдела образования акимата Жамбылской области,
Меркенского района