Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе
№6 «Сұңқар» с ИКТ
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Развивающие:
1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
2. Развитие диалогической речи;
3. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Материал: интерактивная доска, карточки.
Ход занятия
— Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
— Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
– Кто летает в космос? (космонавты)
– Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин)
– Как вы думаете, как можно назвать космонавтов, какие они? (бесстрашные, смелые, отважные, героические)
– Какое они совершают путешествие? (космическое)
– На чем летают они в космос? (на ракете)
– Что можно увидеть в космосе? (звезды, солнце, комету, другие планеты)
– А мы, на какой живем планете? (планета Земля)
— Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
— Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
— Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
— Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Луна)
- Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля) - Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
(Телескоп) - Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
(Космос)
Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
— Вторая планета, на которую мы прилетели, называется Венера (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
Задание «Образуй множественное число».
Ракета -…ракеты;
комета – …кометы;
планета -…планеты;
космонавт -… космонавты,
звезда – звезды;
скафандр – скафандры;
метеорит – метеориты;
созвездие -… созвездия.
— Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
— Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
Чистоговорка: «КОСМОС»
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
ТА – ТА – ТА — в космосе темнота
ДА – ДА – ДА — яркая звезда
АНДР – АНДР – АНДР — на космонавте скафандр
НА – НА – НА — круглая луна
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ — разные планеты
ЧО – ЧО – ЧО — у солнца горячо
МЕТА – МЕТА – МЕТА — длиннохвостая комета
УН – УН – УН — голубой «Нептун»
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ — круглая «Земля»
— Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
— А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
— А первым космонавтом РК был Токтар Аубакиров, он совершил полет в 1991 году на космическом корабле Союз ТМ-12.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку.
Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» — Ракета летит в космос.
«луна» — В небе светит луна.
«созвездия» — Звезды в небе образуют созвездия.
— Ребята, а давайте сейчас отдохнем, сделаем космическую зарядку.
— Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
— Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает — вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
— Самолет летает? … Летает.
— Луноход летает? … Не летает
— Космонавт летает? … Летает.
— Спутник летает? … Летает.
— Звезда летает? … Не летает.
— Вертолет летает? … Летает.
— Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
— Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
— Здесь ребята, нам нужно будет выполнить задания на листочках.
— Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако -…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
— Молодцы ребята, с заданием справились.
— Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
— Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
— Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
— Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
— Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
— Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
— Человек, который летает в космос (космонавт).
— Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
— Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
— Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
— Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
-Кто первый Казахстанский космонавт? (Токтар Аубакиров).
— Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
-А как назывался космический корабль, на котором Аубакиров совершил свой первый полет? («Союз ТМ-12»)
— Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
— Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения — В.Орлов)
— Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Бакетова Райхан Сагидуллиновна,
воспитатель,
ГККП Детский сад №17 «Көктем»