Home » Детский сад » КРЕАТИВНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

КРЕАТИВНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». А. С. Макаренко[2,с 117]

Большинство современных логопедов отмечают ежегодный неуклонный рост количества детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения. У таких детей наблюдаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, развития самоконтроля и саморегуляции, недостатки познавательной деятельности, нарушения эмоционально – волевой сферы и моторики. В связи с этим, многие дети испытывают трудности как в усвоении программы дошкольного учреждения, так и программы начального школьного обучения.

Поскольку, на наш взгляд, суть логопедического воздействия сводится не только к преодолению речевого дефекта, но и к предупреждению детской дезадаптации и неуспеваемости, современный процесс образования требует от логопеда нового взгляда на собственную деятельность. Актуальным становится применение новейших форм, методов и технологий коррекционного воздействия. Инновационные технологии в логопедической практике выводят взаимодействие педагога и ребёнка на новый уровень, улучшают результативность коррекционного воздействия, помогают в создании благоприятного эмоционального фона логопедического занятия, улучшают и упрочняют уровень мотивации дошкольников и младших школьников.

Для того, чтобы заинтересовать детей, превратить занятие в необычную игру, необходимы, на наш взгляд, нестандартные подходы, использование новых нетрадиционных технологий. Логопеду, который работает с детьми, имеющими различную речевую патологию, приходится искать различные новые вспомогательные техники и методики, облегчающие и модернизирующие коррекционный процесс. Инновации, которые используют современные логопеды, являются «микроинновациями». Внедрение этих новых технологий, по сути своей, не меняет, на наш взгляд, базовую (традиционную) составляющую коррекционно – развивающей логопедической помощи. Но современные дети с речевыми нарушениями требуют нового, особого, творческого подхода к их обучению.

И тут на помощь логопеду приходит креативная игротерапия. Это один из инновационных методов логопедической работы. К этому виду игротерапии можно отнести:

  1. Акватерапию (игры с водой);
  2. Криотерапию (игры со льдом);
  3. Куклотерапию (игры с различного вида куклами);
  4. Крупотерапию (игры с крупами: рисом, манной и гречневой крупой);
  5. Пескотерапию – (игры с применением песка).

Мы остановили свой выбор на самом целесообразном и эффективном, на наш взгляд, виде креативной игротерапии – на песочной терапии. Наш выбор был связан с тем, что игра с песком положительно влияет на общее и эмоциональное самочувствие детей, давая толчок для общего и речевого развития и саморазвития ребёнка. Пескотерапия может быть и методом, и формой обучения дошкольников и младших школьников. Развивается способность детей активно пользоваться речью на положительноокрашенном эмоциональном фоне. Мы трансформируем радость игровой деятельности в радость обучения. Во время игры у детей возникают положительные эмоции (удивление, интерес, восторг и др.). Логопед продолжает развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематический слух и произносительные умения и навыки детей. Во время  игры с песком происходит обогащение детского коммуникативного опыта. С помощью пескотерапии можно развивать не только детскую речь, но и важнейшие психические процессы, творческие и физические способности, личностные качества ребёнка.

Существует несколько разновидностей игр с песком: познавательные, обучающие и проективные. Познавательные игры  помогают детям разобраться в многообразии окружающего их мира. Обучающие игры – облегчают  обучение  счёту, письму, чтению. Проективные игры направлены на раскрытие детских потенциальных возможностей, на развитие фантазии и творчества ребёнка.[1] В своей логопедической работе мы используем пескотерапию с детьми, достигшими трёхлетнего возраста, и старше.

Для правильной организации песочной терапии необходимы некоторые общие условия. Во – первых, необходима песочница. Примерные её размеры для индивидуальной работы 50 см*70 см*8 см (где 50 см – длина, 70 см – ширина, 8 см – глубина (высота). Для групповой работы размер 100 см*140 см*8 см. Цвет бортов песочницы может быть голубым, или же цвет может меняться по желанию логопеда. Рекомендуется изготовить песочницу из дерева.[3] Мы используем в своей работе как деревянные, так и пластиковые песочницы. Во – вторых, некоторые требования предъявляются и к песку. Перед использованием песок необходимо промыть, просеять и прокалить при высокой температуре (200 С – 220 С) в духовом шкафу. Таким чистым песком песочница заполняется на одну треть или наполовину. Песок необходимо регулярно менять, не реже одного раза в месяц. В – третьих, необходим большой набор маленьких предметов, игрушек, букв, аксессуаров, естественных природных материалов. Эти предметы хранятся в специально отведённом для них месте в пластиковых боксах.[3]

При помощи пескотерапии можно осуществлять и диагностику, и коррекцию, и развитие ребёнка. Игры с песком можно проводить и на индивидуальных логопедических занятиях, а также во время подгрупповой или фронтальной работы.

Вот примеры некоторых  игр, которые мы систематически используем на своих логопедических занятиях:

  1. Игра на развитие диафрагмального дыхания «Найди картинку». Ребёнок открывает изображение на картинке, сдувая тонкий слой песка.
  2. Игра с использованием артикуляционных упражнений «Часики». Ребёнок ритмично двигает языком вправо и влево и одновременно указательным пальцем ведущей руки сопровождает движения языка.
  3. Игра на автоматизацию звуков «Насыпаем горку». Ребёнок набирает в руку песок и, произнося любой звук длительно ([С]), посыпает горку. Также можно выбрать в песочнице игрушку с определённым звуком в названии, и засыпать её, произнося заданный звук.
  4. Игра на развитие фонематического слуха и восприятия «Прятки». Ребёнок прячет («закапывает») руки в песок, услышав заданный логопедом звук.
  5. Игра на развитие связной речи «Начни предложение». Ребёнок начинает предложение, предварительно нарисовав на песке любой предмет. Другой ребёнок (или логопед) заканчивает фразу.
  6. Игра на коррекцию слоговой структуры слова «Квадраты». Ребёнок придумывает слово, соответствующее количеству предварительно начерченных на песке квадратов («слогов»).
  7. Игра на коррекцию дисграфии и дислексии «Дорожки». К домикам, имеющим одно, два и три окна, ребёнку нужно «проложить» дорожку из картинок, на которых изображены одно-, двух- и трёхсложные слова.
  8. Игра на анализ слова и предложения «Схемы на песке». Ребёнок придумывает слова или предложения к начерченным на песке схемам.

В процессе использования пескотерапии мы отмечаем следующие положительные результаты:

— усиливается желание детей общаться со сверстниками и другими окружающими;

— значительно улучшается моторика и зрительно – пространственная ориентировка;

— улучшается звукопроизношение;

— совершенствуется лексико – грамматическая сторона речи;

— обогащается словарь и ускоряется переход пассивного словаря в активный;

— повышается и поддерживается интерес к логопедическим занятиям;

— облегчается процесс формирования письма и чтения.

Благодаря применению креативной игротерапии, в частности, песочной терапии, наши логопедические занятия перестают быть монотонными и скучными. Реализуется основная («глобальная») задача – развитие коммуникативных навыков детей с нарушением речи и умения полноценно общаться с окружающими.

 

 

Гекле Диана Викторовна

учитель- логопед КГУ «СОШ №23» г. Караганда

 Масленникова Ирина Анатольевна

учитель- логопед НУ УЦ «ЭРФОЛЬГ» г. Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*