«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». А. С. Макаренко[2,с 117]
Большинство современных логопедов отмечают ежегодный неуклонный рост количества детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения. У таких детей наблюдаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, развития самоконтроля и саморегуляции, недостатки познавательной деятельности, нарушения эмоционально – волевой сферы и моторики. В связи с этим, многие дети испытывают трудности как в усвоении программы дошкольного учреждения, так и программы начального школьного обучения.
Поскольку, на наш взгляд, суть логопедического воздействия сводится не только к преодолению речевого дефекта, но и к предупреждению детской дезадаптации и неуспеваемости, современный процесс образования требует от логопеда нового взгляда на собственную деятельность. Актуальным становится применение новейших форм, методов и технологий коррекционного воздействия. Инновационные технологии в логопедической практике выводят взаимодействие педагога и ребёнка на новый уровень, улучшают результативность коррекционного воздействия, помогают в создании благоприятного эмоционального фона логопедического занятия, улучшают и упрочняют уровень мотивации дошкольников и младших школьников.
Для того, чтобы заинтересовать детей, превратить занятие в необычную игру, необходимы, на наш взгляд, нестандартные подходы, использование новых нетрадиционных технологий. Логопеду, который работает с детьми, имеющими различную речевую патологию, приходится искать различные новые вспомогательные техники и методики, облегчающие и модернизирующие коррекционный процесс. Инновации, которые используют современные логопеды, являются «микроинновациями». Внедрение этих новых технологий, по сути своей, не меняет, на наш взгляд, базовую (традиционную) составляющую коррекционно – развивающей логопедической помощи. Но современные дети с речевыми нарушениями требуют нового, особого, творческого подхода к их обучению.
И тут на помощь логопеду приходит креативная игротерапия. Это один из инновационных методов логопедической работы. К этому виду игротерапии можно отнести:
- Акватерапию (игры с водой);
- Криотерапию (игры со льдом);
- Куклотерапию (игры с различного вида куклами);
- Крупотерапию (игры с крупами: рисом, манной и гречневой крупой);
- Пескотерапию – (игры с применением песка).
Мы остановили свой выбор на самом целесообразном и эффективном, на наш взгляд, виде креативной игротерапии – на песочной терапии. Наш выбор был связан с тем, что игра с песком положительно влияет на общее и эмоциональное самочувствие детей, давая толчок для общего и речевого развития и саморазвития ребёнка. Пескотерапия может быть и методом, и формой обучения дошкольников и младших школьников. Развивается способность детей активно пользоваться речью на положительноокрашенном эмоциональном фоне. Мы трансформируем радость игровой деятельности в радость обучения. Во время игры у детей возникают положительные эмоции (удивление, интерес, восторг и др.). Логопед продолжает развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематический слух и произносительные умения и навыки детей. Во время игры с песком происходит обогащение детского коммуникативного опыта. С помощью пескотерапии можно развивать не только детскую речь, но и важнейшие психические процессы, творческие и физические способности, личностные качества ребёнка.
Существует несколько разновидностей игр с песком: познавательные, обучающие и проективные. Познавательные игры помогают детям разобраться в многообразии окружающего их мира. Обучающие игры – облегчают обучение счёту, письму, чтению. Проективные игры направлены на раскрытие детских потенциальных возможностей, на развитие фантазии и творчества ребёнка.[1] В своей логопедической работе мы используем пескотерапию с детьми, достигшими трёхлетнего возраста, и старше.
Для правильной организации песочной терапии необходимы некоторые общие условия. Во – первых, необходима песочница. Примерные её размеры для индивидуальной работы 50 см*70 см*8 см (где 50 см – длина, 70 см – ширина, 8 см – глубина (высота). Для групповой работы размер 100 см*140 см*8 см. Цвет бортов песочницы может быть голубым, или же цвет может меняться по желанию логопеда. Рекомендуется изготовить песочницу из дерева.[3] Мы используем в своей работе как деревянные, так и пластиковые песочницы. Во – вторых, некоторые требования предъявляются и к песку. Перед использованием песок необходимо промыть, просеять и прокалить при высокой температуре (200 С – 220 С) в духовом шкафу. Таким чистым песком песочница заполняется на одну треть или наполовину. Песок необходимо регулярно менять, не реже одного раза в месяц. В – третьих, необходим большой набор маленьких предметов, игрушек, букв, аксессуаров, естественных природных материалов. Эти предметы хранятся в специально отведённом для них месте в пластиковых боксах.[3]
При помощи пескотерапии можно осуществлять и диагностику, и коррекцию, и развитие ребёнка. Игры с песком можно проводить и на индивидуальных логопедических занятиях, а также во время подгрупповой или фронтальной работы.
Вот примеры некоторых игр, которые мы систематически используем на своих логопедических занятиях:
- Игра на развитие диафрагмального дыхания «Найди картинку». Ребёнок открывает изображение на картинке, сдувая тонкий слой песка.
- Игра с использованием артикуляционных упражнений «Часики». Ребёнок ритмично двигает языком вправо и влево и одновременно указательным пальцем ведущей руки сопровождает движения языка.
- Игра на автоматизацию звуков «Насыпаем горку». Ребёнок набирает в руку песок и, произнося любой звук длительно ([С]), посыпает горку. Также можно выбрать в песочнице игрушку с определённым звуком в названии, и засыпать её, произнося заданный звук.
- Игра на развитие фонематического слуха и восприятия «Прятки». Ребёнок прячет («закапывает») руки в песок, услышав заданный логопедом звук.
- Игра на развитие связной речи «Начни предложение». Ребёнок начинает предложение, предварительно нарисовав на песке любой предмет. Другой ребёнок (или логопед) заканчивает фразу.
- Игра на коррекцию слоговой структуры слова «Квадраты». Ребёнок придумывает слово, соответствующее количеству предварительно начерченных на песке квадратов («слогов»).
- Игра на коррекцию дисграфии и дислексии «Дорожки». К домикам, имеющим одно, два и три окна, ребёнку нужно «проложить» дорожку из картинок, на которых изображены одно-, двух- и трёхсложные слова.
- Игра на анализ слова и предложения «Схемы на песке». Ребёнок придумывает слова или предложения к начерченным на песке схемам.
В процессе использования пескотерапии мы отмечаем следующие положительные результаты:
— усиливается желание детей общаться со сверстниками и другими окружающими;
— значительно улучшается моторика и зрительно – пространственная ориентировка;
— улучшается звукопроизношение;
— совершенствуется лексико – грамматическая сторона речи;
— обогащается словарь и ускоряется переход пассивного словаря в активный;
— повышается и поддерживается интерес к логопедическим занятиям;
— облегчается процесс формирования письма и чтения.
Благодаря применению креативной игротерапии, в частности, песочной терапии, наши логопедические занятия перестают быть монотонными и скучными. Реализуется основная («глобальная») задача – развитие коммуникативных навыков детей с нарушением речи и умения полноценно общаться с окружающими.
Гекле Диана Викторовна
учитель- логопед КГУ «СОШ №23» г. Караганда
Масленникова Ирина Анатольевна
учитель- логопед НУ УЦ «ЭРФОЛЬГ» г. Караганда