Миссия «Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления» города Актобе «Содействовать созданию благоприятной трёхъязычной образовательной среды, основанной на лучших традициях национальной системы образования с использованием международного опыта и современных технологий» определяет задачи и социальные условия профессионального развития педагога в школе.
Мировой процесс глобализации ставит задачи качественного изменения содержания образования, определяя выпускника школы, как функционально грамотного учащегося, способного к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации.
Процесс становления инновационного содержания образовательного процесса Назарбаев Интеллектуальных Школ (NIS программ) определили требования к ведущим компетенциям учителя для формирования функциональной грамотности учащихся. Учитель НИШ реализуя на уроке системно-деятельностный подход, должен владеть трехязычием, технологиями развития критического мышления через проектно – исследовательскую деятельность, креативным мышлением, ИКТ и способностью к рефлексии собственной практики. Овладение современными компетенциями являются только частью профессионального развития, т.к профессиональное развитие рассматривается как развитие личности учителя и готовность в профессиональному диалогу.
Первые два года с момента открытия школы, процесс повышения квалификации был массовым и четко структуирован организационно, т.к. нужно было весь коллектив из лучших учителей области (пришедших из разных школ, разного уровня, разного возраста) подвести к единой методологической платформе (на основе уровневых программ Кембриджа). Это изменило сложившуюся психологию и методику учителей и помогло создать новую профессиональную среду.
Профессиональная среда школы нацелена на создание внутренней мотивации учителя на постоянный поиск, совершенствование собственной педагогической практики и потребность делиться с коллегами лучшими достижениями, наработками. Одним из инструментов профессионального развития на основе личной мотивации в Назарбаев Интеллектуальных Школах является возможность карьерного роста учителя по горизонтали: от учителя/стажера – учитель – учитель/модератор – учитель/эксперт – учитель/исследователь – до учителя/ мастера. У учителя появляется необходимость в поиске лучших форм и технологий обучения и воспитания, выстраиваются иные отношения с учениками, родителями, коллегами и общественностью, повышается ответственность за себя и других, открытость к новому, проявляется стремление к саморазвитию, самореализации. Уровень педагогического мастерства не зависит от стажа работы.
Каждый уровень профессионального мастерства выдвигает требования к уровню профессиональных знаний, результатам профессиональной практики, через результаты учащихся и рефлексию своей практики. Учителя на каждый учебный год ставят профессиональные цели и самостоятельно управляют процессом достижения цели.
Рефлексия собственной практики учителя включает в себя разработки методических ресурсов к уроку, разработки учебников, авторских программ и методик, выступление на научных конференциях по результатам Аction research и Lesson Study.
Мотивирующая профессиональная среда школы основывается на открытости учителя и готовности делиться с коллегами. Поэтому в школе хорошо развита практика коучинга и менторства. Лучшей иллюстрацией сотрудничества учителей является то, что учителя разных предметов совместно планируют интегрированные уроки, проводят Скайп –уроки, готовят видеоресурсы.
Как фактор мотивирующей профессиональной среды выступает созданная в школе система взаимопосещения уроков, при этом коллега идет на урок как критический друг. Практика Lesson Study помогает учителям не только совместно планировать и реализовать урок, наблюдать за учащимися, а в большей степени перерастает в коучинг и развивает профессиональную практику.
Организационная культура профессионального развития включает три основных блока:
- Курсы повышения квалификации «Равный Равному» в школе и выездные курсы;
- Развитие профессионального диалога через профессиональные и сетевые сообщества;
- Исследовательскую практику Аction research и Lesson Study.
Курсы «Равный Равному» включают в себя следующие модули «Английский язык», «Казахский язык», «ИКТ» и «Педагогические знания». При этом учителями являются учителя языковых дисциплин, информатики и сертифицированные тренеры, т.е. учителя обученные по различным программам (н-р, технологии критического мышления и др.) Думаю, что формат курсов «Равный Равному» можно внедрить в любой школе, т.к. в каждой общеобразовательной школе есть учителя, обученные по программам 3, 2, и 1 уровня, разработанным Центром педагогического мастерства совместно с Университетом Кембридж.
В настоящее время в школе создано 13 профессиональных сообществ по темам, которые учителя определили как самые актуальные. Н-р, планирование эффективного урока, формативное оценивание на уроке, технология разработки тестовых заданий, технология CLIL и др. Профессиональные сообщества через коллективный процесса обучения, через возможность обмена опытом улучшают индивидуальные практики преподавания.
В развитии компетенций учителя помогают иностранные учителя, которые в процессе тим-тичинга передают методики организации исследования на уроках физики, химии и биологии, «ГППР». Но что еще важнее, иностранные учителя передают демократичную атмосферу урока, эмоциональность и создание коллаборативной среды на уроке.
80% учителей в настоящее время проводят мини исследования Аction research. Учителя поняли, что тема исследования должна быть очень узкой и должна помочь изменить его практику. Результаты исследований являются материалом для обобщения своего опыта и как результат, многие учителя участвуют в научно-практических конференциях.
В настоящее время в школе начинается процесс индивидуализации системы повышения квалификации. Учитель сам определяет траекторию профессионального развития на год и самое главное при этом, должен четко определить критерии достижения. Упор в профессиональном развитии делается на самообразование через онлайн- курсы, вебинары, внутренний коучинг.
Регулярные опросы учителей о тематике, форме и условиях для профессионального развития позволяют своевременно получать обратную связь и корректировать систему повышения квалификации в школе.
Профессиональное обучение перерастает в профессиональное развитие только на основе внутренней мотивации учителя. Лучшей демонстрацией профессионального роста учителя и доверительной творческой атмосферы является проведение конкурса «Учитель года». Думаю, то что учитель физики Шарипов С.У. на конкурсе среди 20 Назарбаев Интеллектуальных школ стал «Лучшим учителем НИШ 2015» это подтверждает.
Асанова Айгуль Жолбасаровна,
зам. директора по НМР
НИШ ФМН г. Актобе