Home » статьи » Культурное и духовное наследие знаменательных выходцев Павлодарской области

Культурное и духовное наследие знаменательных выходцев Павлодарской области

О, казахская Степь, ровная, как столешница, с бескрайним колышащемся морем седого ковыля, как ты прекрасна и загадочна под белесым покровом утреннего неба! О, казахская Степь, как же прекрасен народ твой, живущий на обширных просторах твоих! Какое богатое наследие оставил он и завещал потомкам своим беречь и приумножать духовное свое начало!

Духовное наследие Павлодарского региона – это гордость нашей страны, и мы с трепетом и величием произносим имена замечательных наших земляков, оставивших нам, потомкам, свои труды, научные изыскания, наставления – Машхур Жусуп Копеев, Каныш Сатпаев, Султанмахмут Торайгыров, А. Х. Маргулан, Косум Пшембаев, Бухар Жырау Калкаманов и многие знаменательные люди, которые известны и за пределами Казахстана.

Жырау Казахской степи – хранители прошлого, сказители, которые, чаще всего, с исторической достоверностью, рассказывали в своих эпосах – жырах о героическом прошлом нашего народа. Одним из известных жырау – сказителем являлся Бухар жырау – сын батыра Калкамана. Бухар жырау – бий, советник Абылай хана, в котором он видел правителя единого государства, и все три казахских жуза сумеют объединиться под его началом. Бухар жырау оставил очень богатое наследие, и в частности, они обращены к Абылай хану, на которого он возлагал большие надежды – «Благопожелание», «Абылай, ты 11 лет», «Когда я тебя увидел». Известен, также такой факт, что, еще будучи молодым человеком, его привлекли к составлению свода законов хана Тауке «Жеті Жарғы» вместе с именитыми на тот период биями – Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Именем известного жырау названы улицы наших городов, установлены памятники на его родине Баян-ауле и в Караганде. Павлодарский областной музей носит также имя – Музей литературы и искусства им. Бухар жырау, является ведущим центром духовной культуры, визитная карточка города.

Духовное и культурное наследие Машхур Жусуп Копейулы очень значимо для нашего региона. Историк, этнограф, поэт, мыслитель, публицист. Именем Машхур Жусупа названа главная улица моего города – города Экибастуза, один из религиозных архитектурных сооружений областного центра – Павлодара, мечеть. При Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова был открыт центр по изучению наследия М. Жусупа Копейулы.

Известный фольклорист, Машхур собирал и записывал материал о традициях и обычаях казахского народа – «Бата», «Жар-жар», «Беташар», «Жоқтау», «Қара өлең» и другие, тем самым сохранив для потомков достояние наших предков. Свои труды М.Жусуп печатал в газете «Дала уалаяты» и журнале «Айқап», которые выходили в степи в конце 19-х, в начале 20 веков. Он также изучал древнее наследие наших предков и первым, кто перенес на бумагу поэтическое наследие еще одного нашего знаменитого земляка – Бухар жырау.

Прекрасно владевший персидским и арабскими языками, он познакомился ближе с культурой Востока, написав замечательные дастаны (поэмы) «Гульшат-Шеризат», «Баян-наме», Ғибратнаме и тем самым ближе познакомив казахов с литературой Средней Азии и Ближнего Востока.

Еще при жизни Машхур Жусуп стал строить мавзолей, предчувствуя, что наступают лихие годы – «Годы великого джута», когда народ пострадает от политики тоталитарного режима сталинско-голощекинской системы, где 40% казахов погибнут в эту лихую годину. В 1932 году он умер и был похоронен в построенном по его указанию мавзолею. В 1952 году мавзолей был разрушен. И только с обретением независимости стало возможным изучение культурного и духовного наследия Машхур Жусупа Копеева.

Один из ярких представителей казахской интеллигенции Султанмахмут Торайгыров был известным поэтом-демократом, публицистом. Прожил очень короткую, но яркую жизнь, он оставил такие произведения, которые затрагивали злободневные вопросы того времени. Он критикует старые методы обучения, ставит вопросы религиозного, морально-этического содержания: «Дін», «Соқыр сопы», «Кезек қашан келеді?» и др. Один из известных романов молодого поэта, писателя – это «Қамар-Сұлу», произведение, где Султанмахмут страстно бичует то общество, в котором к женщине относились не только не уважением, но жестоким беззаконием. Выступая за права женщин, молодой писатель критикует старое патриархальное общество, показывая в своем романе, что и молодежь аула стремится к светлому будущему.

В годы советской власти наследие С. Торайгырова не изучалось в полной мере, считая его «националистом», то являлось серьезным обвинением в тот период времени.

И только в наши дни, в период независимого Казахстана, стало возможным изучение произведений известного поэта, писателя, публициста. В память о нем названы улицы во многих города страны, озеро Торайғыр, известный в Павлодаре государственный университет носит имя нашего замечательного земляка.

Замечательным выходцем Павлодарского региона был и Жусупбек Аймауытов. Поэт, публицист, режиссер, основоположник драмы и романа на казахском языке, его именем назван музыкально-драматический театр в областном центре. Жусупбек Аймауытов был также известным просветителем, автором ряда учебников на казахском языке.  Один из представителей партии Алаш, принимая деятельное участие вместе с М. Дулатовым и А. Байтурсыновым. Был незаконно репрессирован в 1931г. в годы сталинских преследований. В 1988 году, в период перестройки стало возможным изучение духовного и культурного наследия Жусупбека Аймауытова. Все его личные вещи хранятся в областном музее им. Бухар жырау, где они были переданы от его семьи.

Наука Казахстана обогатилась также славными именами, уроженцами нашего региона, Канышем Имантаевичем Сатпаевым, Шафик Чокинович Чокин и Алькеем Хакановичем Маргуланом, Абикеном Бектуровым.

Каныш Имантаевич Сатпаев – геолог, профессор, академик, первый президент Академии Наук Казахской ССР. За исследование Джезказганского медного рудника был удостоен высшей награды – ордена Ленина в 1946 г. Каныш Имантаевич является автором учебника по «Алгебре» для казахских школ. Его сподвижником был известный энергетик, основатель энергетической науки Казахстана – Шафик Чокинович Чокин, в 60е гг. 20века занимал пост президента Академии наук Казахской ССР.

Известный археолог, исследователь памятников эпохи поздней бронзы Алькей Хаканович Маргулан, был также известен как востоковед, искусствовед, литературовед. Основоположник казахстанской археологической и этнографической науки. В 1946 году началось комплексное изучение памятников Центрального Казахстана эпохи бронзы, и ученым была доказана, что в данном регионе существовала своеобразная археологическая культура поздней бронзы – Бегазы-дандыбаевская, схожая с культурой эпохи ранней бронзы – андроновской. Ученый также принимал участие в написании многотомной «Истории Казахской ССР: (с древнейших времен до наших дней)». Также изучал историю периода Абылая, Абулхаира, Кенесары, Касыма.

Именем ученого названы улицы моего города. Установлен памятник в Алматы, а также выпущена почтовая марка. Под эгидой ЮНЕСКО проходил 100 летний юбилей великого ученого.

Абикен Бектуров – представитель советской науки и Павлодара, один из основателей Академии наук Казахской ССР в 1946г. организует институт химических наук, где становится его первым директором.

Павел Васильев, еще одно имя, связанное с Павлодаром, русский поэт, который родился в городе Зайсан, но детство и юность, и вся сознательная жизнь прошла в городе Павлодаре, который поэт называл «ястребиный». Несмотря на то, что родители его часто переезжали, именно Павлодар оставил в его душе особое очарование. Именно здесь он написал свое первое стихотворение посвященное годовщине смерти Ленина. Известно также, что Павел Васильев изучал казахский язык и культуру казахского народа. В память о нем с 1991 года работает музей, посвященный ему, с 2011 года поставлен памятник в одноименном сквере.

Дмитрий Поликарпович Багаев – первый профессиональный фотограф в городе, основатель историко-краеведческого музея Г. Потанина, краевед. В конце 19 века прибыл в Павлодар и открыл первый в городе фотосалон. Благодаря его фотографиям, в котором он запечатлел жизнь жителей, которые жили в эпоху бурных перемен, можно написать отдельную историю города. В его бесценных фотографиях отражены такие исторические события как революция, голод, коллективизация, Великая отечественная война, целина.

Уроженец города Павлодара, Халижан Бекхожин, поэт, журналист, переводчик. Участник Великой Отечественной войны. Почетный гражданин города Павлодара.   Переводил стихи Пушкина, Маяковского на казахский язык. В 1950 году написал свою знаменитую поэму «Мариям – дочь Егора» о любви юноши казаха к русской девушке. Его именем названы улицы в Павлодаре и Алмате, установлена мемориальная доска в городе Павлодар.

 

Литература

  1. Казахстан, Алма-Ата, 1969г. (Павлодарское Прииртышье)
  2. Павлодар. Павлодарская область. Энциклопедия, Павлодар., 2003
  3. Интернет-ресурсы – различные сайты

Бекишева Венера Борисовна,

учитель истории

средней общеобразовательной школы №4

города Экибастуза

Павлодарской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*