Величайшее богатство народа — его язык! Чтобы уметь выражать свои мысли ясно, точно, и образно, нужно этому учиться. Писатель Л. Н. Толстой говорил: «обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неясно, приблизительно, неверно».
Язык самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком, устным и письменным — надо постоянно следить. Вернейший способ узнать человека, его развитие, его моральный облик, его характер, прислушаться к тому, как он говорит. Не зря же говорят, что устная и письменная речь взаимосвязанна — одна является отражением другой и только вместе они составляют одно целое.
Глубина и прочность лингвистических знаний, умений и навыков определяются всей системой обучения и во многом зависят от рационального соотношения теории и практики.
Русский язык как учебный предмет изучали и до сих пор изучают в школе в трех аспектах: усвоение теории языка, выработка орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие речевой культуры. Традиционно приоритетным является изучение грамматики, орфографических и пунктуационных правил. Именно грамматическая система остается основным объектом контроля при тестировании.
Язык позволяет воспринимать мир в связях и отношениях, которые реализуются в грамматике: флексии изменяемых частей речи, предлоги, союзы, интонация, порядок слов в предложении. Смысл связей и отношении раскрывается с помощью вопросов. Вопросительные слова служат обобщенными названиями многих лексических и грамматических категории: кто? что?- любое существительное; какой?- любое прилагательное и т. д.
Особенность лингвистических понятии обусловлена своеобразием языковых явлении, то есть содержательной стороной. У каждого такого понятия есть две стороны: объективная-значение и субъективная-смысл. Любое явление языка имеет знаковый характер. Для передачи смыслового значения в языке используются условные значки- звуки, буквы, морфемы, слова. В связи с этим в лингвистических понятиях прежде всего следует выделять соотношение между тем или иным знаком и содержанием, которое он обозначает, то есть соотношение между формой и значением.
Овладение нормами языка предполагает развитие у обучаемых способности «воспринимать единицы языка (морфемы, слова, словосочетания, предложения) как знаки, кодирующие внеязыковую реальность,»»соотносить слово с вещью, которую оно называет (слово стол и вещь стол); соотносить грамматическую форму с логическим отношением, которое оно обозначает( слово в и окончание е обозначают реально существующее пространственное отношение в столе)»
Форма и значение неразделимы, поэтому основной характеристикой языкового явления должна служить не изолированная форма или изолированное значение, а соотношение, сочетание его формальных и семантических признаков, функция в речи. Овладение лингвистическими понятиями требует развития абстрактного мышления, умения выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация. И если вдуматься все эти категории воплощены в обновленном содержании образования.
Я много думала о том, что буду делать, как преподавать в новом формате. Поэтому изучая новые технологии, поняла правдивость слов Пажареса «Убеждения в процессе обучения влияют на все, что учитель делает в классе. Устойчивое мнение о том, как должны преподаваться предметы, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели особенная методика или учебник». Это означает, что поставив себя на одну ступень с учениками, распределяя функции каждому, пришла к выводу, что ученики находятся на равных правах, а учитель направляет, давая возможность самим добывать знания. При этом ученики получают не готовые знания, а самостоятельно добывают их и учатся умению применять эти знания на практике, развивают глубокое понимание предмета, обеспечив использование и применение знаний вне своего предмета. Я стараюсь на уроках заинтересовать темой, чтобы в дальнейшем была мотивация к учению. Главное для меня, создать комфортную среду, и мне кажется, у меня это получается. На занятиях, свободно перемещаясь по пространству, учащиеся могут объяснить какую-то проблему однокласснику или сравнить свое решение с другим. Обучение обучению — это обучение организованности, чтобы они могли в дальнейшем обучаться самостоятельно.
Я постоянно говорю своим ученикам, что человек запоминает и понимает больше, когда объясняет материал кому- либо, особенно равным по статусу обучения сверстникам. Еще Александер утверждал, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Сухомлинский утверждал, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Поэтому я вижу нашу школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и сильными, образованными учителями.
Я хотела бы ощущать удовлетворение от принадлежности к этой школе, этому коллективу. Важно: уважение к традициям, нравственным нормам, готовность и способность к инновационной деятельности. Необходимо умение коллектива планировать ожидаемый результат и сообща решать проблемы школы, поощряя любое доброе начинание, приносящее позитив в учебно-воспитательный процесс. Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому своих учащихся, сделать их мыслящими людьми, не теряющимися в любой жизненной ситуации, самодостаточными и увереными.
В этом и состоит, по-моему, главное назначение учителя.
Бекбаева А.Б.,
учитель русского языка и литературы,
СШ№ 42,
г. Астана