Ценность: истина
Качества: патриотизм, единство мысли, слова и дела, целеустремлённость.
Цель: углубление представлений учащихся об общечеловеческой ценности истина через знакомство с жизнью и творчеством Махамбета Утемисова
Задачи:
- Познакомить с жизнью и творчеством Махамбета;
- Развивать вокально-хоровые навыки, умение анализировать музыкальное произведение;
- Воспитывать на примере жизни поэта целеустремленность, патриотизм, стремление к единству мысли, слова и дела, интерес к культуре казахского народа.
Муз.материал урока: Махамбет «Жұмыр Қылыш» (исп. К.Ахмедияров и гр. «Улытау»), песня «Ветер перемен».
Ход урока:
Внешняя интеграция – Позитивный настрой «Концентрация на свет».
1-е слушание: Махамбет «Жұмыр Қылыш», исп. К.Ахмедияров
- Что вы услышали в музыке Махамбета?
Цитата урока:
«Заговорю: мой голос – гром, Но он – лишь отголосок сердца». (Махамбет)
Рассказ о жизни и творчестве Махамбета Утемисова по роману А.Алимжанова «Стрела Махамбета».
Махамбет (Мухамед) Утемисов родился в 1803 г. в местности Бекетай Бокеевской орды (совр. Жанибекский район Западно-Казахстанской области). Отец будущего поэта входил в число влиятельных людей, близких к ханскому окружению, был справедливым, смелым и честным человеком. У него было 10 сыновей, и воспитывал он их, как воинов, в седле. Не щадил, не жалел, с малых лет сажал на диких коней, учил натягивать тетиву, твердо держать в руках меч и пику.
Махамбет получил всестороннее образование, хорошо владел русским языком и грамотой. В раннем возрасте увлекся устным поэтическим
творчеством, проявил себя как талантливый поэт-импровизатор, пользовался большим уважением в народе.
Махамбет в 16 лет был признан лучшим акыном из рода Берей. В любом ауле его встречали с почетом. Обычно скупые на слово и ласку аксакалы были щедры по отношению к нему. Он легко побеждал бывалых акынов и быстро стал гордостью рода. В 19 лет его назвали лучшим поэтом Младшего жуза.
Старания хана Жангира привлечь Махамбета на свою сторону не имели успеха. Хотя по происхождению Махамбет Отемисов был одного круга с ханом Жангиром, несправедливость степного уклада жизни не удовлетворяла поэта: бедные кочевья, нищие аулы. До глубины души потрясла его продажа джигитов, девушек и детей. Он навсегда покинул “НЕНАВИСТНЫЙ ЕМУ ХАНСКИЙ ДВОР” Хан Жангир удалил от своего двора Махамбета, а осенью 1829 года поэт был заточен в Калмыковскую крепость и находился под следствием. В 1831 году, во время холерной эпидемии, ему удалось бежать.
Главное в жизни и творчестве Махамбета– чувство ответственности за судьбу Отечества. Поэтические слово батыра не расходилось с делом. Последовательность и решительность в мыслях и поступка, поразительный дар убеждения, непоколебимая уверенность в своей правоте — характерные черты поэта-борца за справедливость.
Махамбет — один из первых казахских поэтов, выступавший против ханского произвола и феодальной аристократии не только посредством творчества, но и с оружием в руках.
«Я был я, и я был сам собою» — так характеризовал сам поэт свое предназначение в этом мире.
Особое место в лирике Махамбета занимает образ батыра. Батыр – это “ер”. Ер – мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род: “Ер намысы – ел намысы” (“честь мужчины – честь рода”). Понятие “ер” выше понятия “богатырь”. Ером может и должен быть каждый. Он должен быть предан ар іс, то есть “делу чести”. Не всякому дано стать “ар iесі”, то есть “хозяином чести”. Поэтому для батыра важна незапятнанность его имени и важна его цель: служение народу.
Махамбет — первый певец, вышедший из среды аристократии, открыто вставший на сторону народных масс.
Благодарная память народа сохранила и кюи Махамбета, которые со стихами неслись тогда по степи и зажигали сердца людей, вселяя в них мужество и стойкость, пели о великой любви к своей Родине.
- Как вы понимаете слова Махамбета: «Я был я, и я был сам собою»?
- Какие качества его личности вы можете выделить?
- Что такое патриотизм в понимании Махамбета?
- Назовите пример человека в вашей жизни, у которого мысли, слова, действия едины?
2-е слушание: «Жұмыр Қылыш» (в исполнении домбриста Каршимбая Ахмедьярова и группы «Улытау».)
- Какие средства музыкальной выразительности наиболее помогли кюйши отразить свои идеи в музыке?
- Какое исполнение наиболее ярко передаёт дух Махамбета?
Домашнее задание: придумать стихотворения о Махамбете.
Пение.
Вок.-хоровые упр., знакомство с новой песней, разучивание 1 куплета.
Тутаева Светлана Борисовна,
учитель музыки и самопознания,
ГУ «Гимназия №6 имени Ю.Гурова,
Управление образования города Астаны