Home » Открытый урок » Международные отношения во второй половине XX – начале XXI вв. (технология БИС)

Международные отношения во второй половине XX – начале XXI вв. (технология БИС)

Ход урока:

  1. Определение темы урока и цели урока

На доске записаны страны, с историей которых учащиеся познакомились на предыдущих уроках. Задание: приведите примеры отношений (политических, военных, экономических) между государствами. Как можно сформулировать тему урока? Какова будет цель урока? Таким образом, основными тенденциями международных отношений являлись: влияние «холодной войны», ядерное оружие, терроризм, палестинская проблема, экономические кризисы, территориальные изменения, военные конфликты, глобализация.

  1. Указать число учащихся, которые должны выполнить норму в 63%
  2. 1 этап – опорные слова

1-2. «холодная война»

3.терроризм

4.глобализация

5-6. «третий мир»

7-8. экономический кризис

На запоминание 35 секунд, на запись 35 секунд, взаимопроверка, возможен выборочный контроль, результаты в МПМ, результаты 1 этапа по МПМ (>, <)

  1. Работа с текстом учебника: параграф 30, с. 185-194; время (с учетом домашнего прочтения) 10 минут
  2. Перекрестный опрос по новой теме. «Спасательный круг». По МПМ результаты 2 этапа (>, <)
  3. Критический опрос по новой теме. «Спасательный круг». По МПМ результаты 3 этапа (>, <)
  4. ТСЗ. В форме эссе написать характеристику международных отношений. Время 5 минут, норма слов – 63. Взаимопроверка, результаты в МПМ. По МПМ результаты 4 этапа (>, <)
  5. Подведение итогов урока. Общий результат по МПМ.

МПМ (матрица посадочных мест)

Перекрестный опрос по новой теме.

  1. Назовите основные решения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г.

(1. Согласование мирных договоров с побежденными государствами

  1. Территориальные изменения в Европе и на Дальнем Востоке)
  2. Назовите временные рамки нахождения советских войск в Афганистане (1979-1989 гг.)
  3. В чем многие исследователи видят причины исламского терроризма

(1. Нерешенность палестинской проблемы 2. Низкий уровень социально-экономического положения народных масс 3. Противоречия между развитыми державами и развивающимися государствами 4. Отсутствие демократических начал в обществе)

  1. С чем было связано начало финансово-экономического кризиса 2008 г. (банкротство крупнейших финансовых центров США и др. стран)
  2. На примере Германии докажите противостояние СССР и США в «холодной войне» (1949 г: Западная Германия – ФРГ – США; Восточная Германия – ГДР – СССР)
  3. Какова была ответная реакция НАТО на оснащение советских баз в ГДР, Венгрии, Польше ракетами среднего радиуса действия в 1977 г. (размещение в Европе американских ракет «Першинг» и крылатых ракет)
  4. Назовите страны, которые в мае 1998 г. провели ядерные испытания (Индия, Пакистан)
  5. За что Египет был исключен из Лиги арабских государств (за заключение сепаратного мира с Израилем в ходе войны 1973 г.)
  6. Спустя сколько лет Франция и Китай присоединились к московскому Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (через 33 года в 1996 г., Договор – 1963 г.)
  7. Почему развитые державы свою национальную безопасность связывают с удержанием региона Ближнего и Среднего Востока под своим влиянием (контроль над нефтегазовыми месторождениями, энергетическая безопасность)
  8. Какая организация и под чьим руководством занималась решением проблемы прекращения ядерных испытаний в Казахстане («Невада-Семипалатинск», О. Сулейменов)
  9. Какие страны вмешались в гражданскую войну 1975 г. в Ливане (Сирия, США, Израиль)
  10. Назовите военно-политические блоки и годы их образования, созданные странами, возглавляющими враждующие лагеря в «холодной войне» (НАТО 1949 г. – США, ОВД 1955 г. – СССР)
  11. В чем проявлялся финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. (падение производства, сокращение рабочих мест, рост цен на продовольственные товары)
  12. Назовите регионы мира, являющиеся очагами крупных военных конфликтов в к. XX – н. XXI вв. (Африка – Руанда, Конго, Эфиопия, Ангола; Кавказ – Чечня; Средняя Азия – Таджикистан; Приднестровье)
  13. Назовите временные рамки Ирано-иракской войны (1980-1988 гг.)
  14. В чем были причины так называемой палестинской проблемы, которая привела к нескольким войнам на Ближнем Востоке (решение ООН о разделе Палестины и создании двух государств – арабской Палестины и еврейского Израиля, что не устраивало арабские страны)
  15. Приведите примеры, свидетельствующие о политическом кризисе СССР в конце 80-х гг. (события в Алма-Ате 1986 г., Тбилиси, Вильнюсе, танковые обстрелы Баку)
  16. Перечислите основные направления политики стран «третьего мира»

(1. Экономическое развитие 2. Недопущение войны 3. Освобождение от колониальной зависимости)

  1. Докажите, что в н. XXI в. терроризм приобрел международный характер (террористические акты на Ближнем Востоке, в Афганистане, Испании, на Филиппинах, в Пакистане, Индии, Шри-Ланке, Турции, Великобритании, Перу, Гватемале, России, Алжире и т.д.)
  2. С какой целью был установлен контроль над Ираком (уничтожение его потенциала по созданию химического, бактериологического и ядерного оружия)
  3. Какие военные конфликты свидетельствовали о том, что Южная Азия в 1950-1960-е гг. являлась крупным очагом напряженности (1. Индия – Пакистан из-за Кашмира 2. Индия – Китай)
  4. Назовите итоги Совещания европейских стран по безопасности и сотрудничеству в Финляндии в 1975 г. (1.закреплены послевоенные границы в Европе 2. Указаны оптимальные цифры сокращаемых вооруженных сил и техники 3. Положение о правах человека и развитии гуманитарных связей между государствами)
  5. Приведите примеры, свидетельствующие, что в к. 1980-н. 1990-х гг. завершилась «холодная война» (объединение Германии, распад социалистического лагеря и ОВД)
  6. Приведите примеры разнообразных методов международной политики, используемые развитыми державами для удержания под своим влиянием региона Ближнего и Среднего Востока (соглашения, создание коалиций, предоставление помощи, военно-политическое давление и сила)

Критический опрос по новой теме.

  1. С какой целью была создана в 1945 г. ООН, в состав которой вошло 68 государств (51; сохранение мира и укрепление безопасности)
  2. Как в странах с рыночной экономикой решается проблема выхода из финансово-экономического кризиса (государственное регулирование экономики)
  3. О чем договорились президенты США и СССР Д. Кеннеди и М. Горбачев в декабре 1987 г. (Р. Рейган; об уничтожении ракет средней и малой дальности)
  4. Социалистический и капиталистический лагери создали военно-политические блоки: блок НАТО под руководством США в 1955 г. А как назывался блок под руководством СССР (1949 г.; Организация Варшавского Договора)
  5. 600-800 миллиардов долларов и около миллиона убитых с обеих сторон. Об итогах какого вооруженного конфликта идет речь (Ирано-иракская война 1980-1988 гг.)
  6. Назовите государства, контролирующие оккупационные зоны Японии после Второй Мировой войны (Германии; США, Англия, Франция, СССР)
  7. Американская администрация Джонсона развязала войну во Вьетнаме. А кем было организовано вторжение танковых колонн ОВД в 1968 г. в Польшу (Чехословакию; советским руководством Л. Брежнева)
  8. В н. XXI в. За счет стран Азии и Африки НАТО расширяет свою деятельность. В каких странах США планируют строительство радиолокационных станций (Восточной Европы; Польша, Чехия)
  9. О каком животном идет речь в названии военной операции, в ходе которой Ирак подвергся очередной военной атаке в 1998 г. («Лис пустыни»)
  10. Каков был основной итог деятельности движения «Невада-Семипалатинск» под руководством поэта и общественного деятеля М. Ауэзова (О. Сулейменова; закрытие Семипалатинского ядерного полигона в августе 1991 г.)
  11. Сколько лет прошло от начала этапа переговоров по сокращению вооружений и вооруженных сил под эгидой ЮНЕСКО до достижения первых соглашений (ООН; 20 лет – середина 50-х гг. – 70-е гг.)
  12. В чем были причины Ирано-иракской войны 1980-1985 гг. (1980-1988 гг.; требование С. Хусейна изменения границ по р. Шатт-эль-Араб)
  13. К каким последствиям привело импортирование огромного количества нефти и газа в Китай, Индию, Афганистан (Бразилию; невиданный скачок цен на нефть и газ)
  14. Приведите примеры международных кризисов начала 60-х гг., возникших по вине СССР и США вокруг Аргентины (Кубы; 1. США – поддержали вторжение «контрас» на Кубу весной 1961 г. 2. СССР – «Карибский кризис» 1962 г. намерение разместить на Кубе ракетно-ядерное оружие)
  15. В чем были причины разгрома армии С. Хусейна международными силами, основу которых составляли советские войска (американские; отказ Ирака подчиниться резолюции СБ ООН о выводе войск из Кувейта)
  16. Назовите страну, отказавшуюся подписать мирный договор с Китаем в Сан-Франциско в сентябре 1951 г. (Японией; СССР)
  17. Какие территориальные изменения произошли в Западной Европе в к. 80-х – н. 90-х гг. XX в. (объединение Германии)
  18. Против какого государства была направлена военная операция США и Англии в 2003 г. без согласия ОВД (ООН; Ирак)
  19. Франция и Япония не присоединились к Договору 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах. Назовите участников, которые обязались более не проводить испытания ядерного оружия в воздухе, на земле и в водной среде (Китай; Англия, США, СССР)
  20. Что дало основание Москве для начала новой войны в Чечне (вторжение чеченских боевиков в Дагестан)
  21. Назовите последствия, к которым привел отказ арабских стран продавать нефть западным державам после октябрьской войны 1973 г. в Афганистане (на Ближнем Востоке; быстрый рост цен на нефть, мировой энергетический кризис)
  22. Где и когда были подписаны мирные договоры с Италией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Финляндией, проекты которых были подготовлены ООН (Советом министров иностранных дел; в 1947 г. на Парижской мирной конференции)
  23. Каков был итог войны 1971 г. на полуострове Индостан (образование государства Бангладеш)
  24. Какое событие, произошедшее в 1960 г. в районе Челябинска, вновь привело к обострению отношений СССР и США (Свердловска; сбит американский разведывательный самолет «У-2», срыв парижской «встречи в верхах»)
  25. В к. XX – н. XXI вв. создается опасная тенденция обострения международных отношений, в т. ч. и разработанная Южной Кореей программа использования ядерной энергии в военных целях. А какое еще государство имеет свою ядерную программу (Северная Корея; Иран)

 

Дериглазова Марина Валентиновна,

учитель истории, КГУ «Средняя школа № 43 имени Габита Мусрепова»,

 город Петропавловск, СКО

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*