Home » Гуманитарный цикл » Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

 

 Открытый урок по русскому языку

в 4-м классе по теме

 Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
    • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
    • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при

проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Межпредметные:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

Оборудование:

таблица «Личные местоимения».

Мультимейдийный проектор, компьютер, презентация

Карточки с текстом

Сказка (авторская) «В царстве местоимений».

Иллюстрация к сказке « В царстве местоимений».

 Ход урока:

 1. Психологический настрой

 Русс-яз «местоимение в русском языке» видео ролик

Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.

Открыли тетради записали число классная работа

2. Словарно-орфографическая работа

 На доске:

ап … етит, ч… гун, чес… ный, ж… лезо,  рома…ка,  ж…лать, ове…, грус…ный, теле…изор,  к…лометр, д… ликатный.

 – Для того, чтобы назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове вставить букву.

-Ребята поставьте пропущенную букву.

– Какое слово получилось из пропущенных букв?

(Это слово путешествие.)

На доске: Путешествие

– Каким способом можно совершить путешествие?

(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).

– С какой целью совершаются путешествия?

(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)

-В рамках программы РУХАНИ ЖАНГЫРУ культурное наследие мы тоже с вами совершили путешествие в Шымкентский зоопарк. Ходили пешком рассматривая животных.

– Что такое путешествие? Посмотрев в словарь Даля определение.

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)

– Что можете сказать о написании этого слова?

(В слове путешествие пишется непроверяемая гласная е) это словарное слово это слово надо запомнить

– Запишите чистописание это  слово в тетрадь..

– Составьте предложение со словом путешествие.

Путешествие по зоопарку доставило нам огромное удовольствие.

– Запишите предложение в тетрадь.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.

(Путешествие, удовольствие – это имена существительные.

Доставило – глагол

Огромное – имя прилагательное)

– Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном, об имени прилагательном, о глаголе.

– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам? НАМ это местоимение

(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой.

Тема нашего сегодняшнего урока: “Местоимение как часть речи”

Работа по теме.

  1. – Ребята, послушайте сказку, которая называется «МЕСТОИМЕНИЕ».

Само название произошло от слов «вместо имени».

СКАЗКА.

(читает учитель)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:
Я, ТЫ. ОН, ОНА –
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,
В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!
И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

Работа над сказкой.

– Вам понравилась сказка?

– Что означает слово местоимение? (вместо имени)

– Сколько местоимений было в этом царстве после переписи? (96)

– С кем подружились местоимения? (с именами существительными)

— Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

– Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).

 

СуществительноеМестоимение
ВопросыОдинаковые
ЗначениеНазывает предметУказывает на предмет, не называя его

 

– Какие местоимения вы уже можете назвать?

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

(Загадка записана на доске)

ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,
ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

— Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи).

Цель: Ознакомить с ролью местоимений в речи, развивать умение распознавать местоимения в тексте правильно употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас слов. Формировать исследовательскую работу и умение работать в парах. Воспитывать любовь к природе.

  1. Работа над правилом по учебнику (с. 92) и по опорной таблице.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ НЕ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ИЛИ ПРЕДМЕТ, А ТОЛЬКО НА НЕГО УКАЗЫВАЕТ.

  1. Физминутка

– Нам предстоит большая работа, но сначала отдохнём

Я ТЫ ОН ОНА

  1. Беседа

— Мы с вами были в зоопарке и видели очень много животных. Сейчас поработаем над текстом, где говориться о птице.

— Кто это? О какой птице пойдет речь.

  1. Изучение нового материала

 Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

– Прочитайте текст. Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?

(В каждом предложении повторяется слово сова. Чтобы это исправить, необходимо слово сова заменить другими словами)

– Прочитайте текст, заменив слово сова другими словами.

– На какой вопрос отвечает слово сова?

– На какой вопрос отвечает слово она?

– Что можем сказать об этих словах?

– Запишите в тетрадь исправленный вариант текста.

– Вместо какой части речи вы употребили слова она, у нее?

(Слова она, у нее мы употребили вместо имени существительного.)

– Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного и прилагательного, называется местоимением.

– Слова она, у нее являются местоимением.

– А что оно делает? (Указывает на него).

– На что же указывает местоимение? (На предмет).

Вывод:

Местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, не называет конкретный предмет, но указывает на него.

  1. Работа по учебнику.

Упр 251 работа в группах Игра «Кто быстрее?» письменно

  1. Игра «Кто внимателен».

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то  сидите ровно как ученик.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

Дифференцированная работа в парах

Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

Русский язык.

… люблю уроки русского языка. На этих уроках … учимся понимать красоту и силу родного языка. … помогает нам дружить и жить в мире всем людям.

Задание:

– Прочитайте текст. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены?

– Вставьте вместо точек местоимения.

– С какой частью речи связаны местоимения в предложении?

– Подчеркните в первом и втором предложении главные члены.

– Каким членом предложения является местоимение?

Тест: Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме «Местоимение – часть речи»

ТЕСТ

Проведение тестирования.

  1. Местоимение:
    а) это слово б) часть речи в) член предложения.
  2. Местоимение:
    а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
  3. Укажите местоимение:
    а) ель б) ем в) ты

4.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о

  1. Итог урока. Рефлексия.

 Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

-Чему должны были научиться на уроке?

— Достигли ли цели урока?

– Что больше всего понравилось?

– Что узнали сегодня о местоимениях?

– Что общего между именами существительными и местоимениями?

Заполняют таблицу:

 

УтвержденияПоставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) Я умею верно использовать местоимения в речи.
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.
4) Мне необходимо поработать над…перечисли темы для доработки

 

Задание на дом. Выучить правила. Выполнить упражнение 253 с. 93.

Ерназарова В.Н.,

 учитель начальных классов,

 ОСШ №14 им. М. Сапарбаева

ЮКО Сайрамский район,

 село Карасу

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*