Изменения – это то, чего люди боятся больше всего
Федор Достоевский
Я еще с детства хотела стать учителем. И вот я выросла, поступила и окончила вуз. Я – Учитель. Поменялись учебники, меняются дети. Но до сих пор советское образование дает о себе знать. Не так уж просто стать другим.
И, вроде бы, стараюсь стать детям другом, наставником, и разрешаю высказывать личное мнение, и на уроках использую разную литературу, ИКТ. Но понимаю и знаю, что дети, уходя со школы, быстро забывают то, чему я их учила. А ведь я должна уметь предвидеть результат своей деятельности. Что же не так? Раз время не стоит на месте, то и учитель обязан идти в ногу со временем. Нужно задать себе вопрос: каким хотят видеть учителя сами дети? Как измениться? Обучаясь на курсах в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате, я ознакомилась с Программой, основная задача которой — помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы в преподавании и обучении рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессионально — педагогическим контекстом. Я поняла, что несет в себе такое обучение, что мне нужно использовать в своей работе различные инновации, методики, новшества. Я должна мыслить творчески, адекватно воспринимать изменения в системе образования. Познакомившись с идеями семи модулей Программы, мне стало ясно, что нужно менять свою педагогическую деятельность в новом направлении. Учителя, знающие свой предмет, способны преподнести его ученикам таким образом, чтобы те смогли составить свое толкование и мнение.
Находясь на курсах, каждый день мы работали в группах, что давало нам возможность спорить, обсуждать, анализировать, сравнивать. Нам вместе было легче решать проблемы, изучать теоретический материал, мы совместно творили!
Приехав на практику, я внедрила такую форму работы в серию последовательных уроков. Мне было важно проследить изменение в обучении своих детей. Использование идей модуля «новые подходы в преподавании и обучении» позволило мне успешно активизировать детей на учебную деятельность. Чтобы создать доброжелательную атмосферу в классе, раскрепостить детей, настроить их на продуктивную деятельность, я проводила в начале уроков игры на сотрудничество, каждый урок начинался с эмоционального настроя.
Дети с удовольствием принимали участие в играх, и я увидела, что эмоциональный настрой класса поднялся, сплотился коллектив, дети стали более свободными и раскрепощенными, положительно настроились на учебную деятельность.
Более того, я заметила в своих учениках качества, которые раньше не замечала. Например, проявление лидерства, находчивости, активности.
Раньше на уроках я сама руководила учебным процессом, не слушала то, чего хотелось бы моим ученикам, я считала сама, как им лучше преподнести новый материал, как провести опрос, как оценить работу детей. Мои взгляды поменялись, когда я поближе познакомилась с идеями нового подхода «обучение тому, как обучаться» и стала их внедрять в свою педагогическую деятельность. Это мне позволило узнать, что думают ученики об уроке, как бы они хотели, чтобы проходили уроки, как им лучше и легче, каким бы они хотели видеть следующий урок. В своих уроках я использовала различную рефлексию: на степень понимания учениками учебного материала, на знание и применение полученных знаний с жизнью. С целью выявить, как дети оценивают сам процесс урока, проводила анкетирование. Я увидела, что дети
стали ответственнее относиться к своему обучению, как они учатся анализировать свою деятельность, у них повысился интерес к обучению.
Занимаясь на курсах, я познакомилась с таким новым подходом , как «обучение через диалог. Диалог, беседа в обучении предполагают равноправное участие в них учеников, это взаимный процесс, который повышает эффективность обучения, поэтому учитель должен хорошо знать особенности диалогического обучения. Я полностью согласна со словами
Л. Выготского о том, что «ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя». Раньше я понимала диалог или беседу как процесс, в котором учитель говорит, выслушивает учеников, контролирует вопросы и ответы. На моих уроках происходил в основном диалог «учитель-ученик», но практически не было диалога «ученик-ученик». По мнению Барнса, «совместная беседа учеников приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы». Поэтому я при составлении среднесрочного планирования включила задания, которые выполнялись в парах и группах. Чтобы развить у детей навыки коммуникативного общения, развить речь, чтобы ученикам легче было обучаться, я проводила задания, которые обсуждались в парах и группах: парное и групповое обсуждение вопросов высокого и низкого порядка, поставленных учителем, составление вопросов учениками по изучаемой теме, совместная работа по составлению кластера и метальных карт. «Слабые» ученики наряду с «сильными» участвовали в обсуждении ряда вопросов, выполняли свою роль, и даже выступали спикером от группы. Происходил диалог не только «ученик-учитель», но и «ученик-ученик».
При этом у них проявлялись лидерские качества, которые я направляла в нужном направлении, а именно распределяла роли. Кого-то назначала спикером, а кто-то был секретарем, оценщиком. Такое распределение ролей очень положительно повлияло на сам учебный процесс. Эмоциональный Тамерлан вел себя более спокойно, рассудительно, не мешал работе других учеников. Ученица с слабой памятью Марина стала внимательней и ответственнее, Миша не боялся больше публичного выступления.
И хоть не все прошло так, как хотелось бы, но все же я проследила положительную динамику: учащиеся сблизились, у них начало проявляться чувство уважения и терпимости друг к другу, взаимопомощи, они становились ответственнее и самостоятельней, они учились рассуждать, высказывать и отстаивать свое мнение.
За годы своей педагогической деятельности я всегда сама оценивала деятельность учащихся: выводила общую оценку в конце урока, проводила тестирование с целью выявления уровня знаний учащихся, составляла мониторинг, то есть использовала ОО или суммативное оценивание, и дети в этом не принимали никакого участия.
Побывав на курсах и ознакомившись с новыми методами оценивания, я стала их применять в своей практике, в частности, оценивание для обучения – формативное. Oснoвoй такогo оценивания является то, что «учителя не являются единственными oценивающими лицами, ученики могут быть привлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учитель активно проводит оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.
Жансеитова КульбаршимТимергалиевна
Астана қаласы әкімдігінің
“№1 Арнайы мектеп — интернаты” КММ
Еңбек пәнінің мұғалімі