Home » Учебно-методические материалы » Методы и приемы обучения профессиональной лексике студентов технических специальностей

Методы и приемы обучения профессиональной лексике студентов технических специальностей

 

Аннотация

В данном материале рассматриваются методы и приемы презентации новой лексики студентам технических специальностей при обучении профессиональному английскому языку. Показана эффективность использования Интернет-ресурсов на этапе презентации новых лексических единиц, приводятся упражнения на активизацию и закрепление лексики.

Ключевые слова: лексика, аудиовизуальный метод, компьютерные образовательные программы, семантизация, контекстуальная догадка

Abstract

This article deals with the methods and techniques of presentation the new lexical items for technical students in teaching professional English. The efficiency of the use of Internet resources at the stage of presentation the new lexical material is determined. Exercises to intensify and consolidate new words are given.

Key words: lexic, audio-visual method, computer education programs, semantization, contextual guess

Иностранный язык рассматривается на современном этапе обучения как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего специалиста любого профиля. Целью обучения иностранным языкам на неязыковых специальностях является достижение уровня, достаточного для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Важным аспектом обучения английскому языку студентов технических специальностей является формирование и пополнение словарного запаса.  Основная цель изучения лексики – умение узнавать и употреблять в речи новые лексические единицы. Недостаточный словарный запас является причиной неуверенности студента и возникновения языкового барьера при  общении, а также подавляет мотивацию говорить на иностранном языке, поэтому главной задачей преподавателя на занятии является работа над расширением активного лексического запаса студентов и их поощрение к самостоятельному высказыванию.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать этап введения новой лексики  не только интересным, но и продуктивным так как активизируется мыслительная и речевая деятельность обучаемых. Использую разные виды предъявления учебной информации, в данном случае лексики: визуальный (зрительная память помогает лучше запомнить слова), анимацию, интерактивные объекты.

Эффективным методом обучения новой лексике является аудиовизуальным метод. Он называ­ется аудиовизуальным, так как весь новый материал воспринимается на слух, а его значение раскрывается с помощью зрительной на­глядности.

Основная цель аудиовизуального метода – обучить студентов устной разговорной речи, сфор­мировать способности пользоваться иностранным языком в повседневном общении при посещении страны изучаемого языка.

Суть метода — учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра учебных фильмов на английском языке. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.

Актуальным приемом этого метода является использование Интернет-ресурсов на этапе презентации новых лексических единиц. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач.

Сайт http://langformula.ru представляет разнообразные программы, предназначенные для изучения, практики и совершенствования английского.

В рубрике «Английские слова по темам» имеются тематические подборки слов в виде электронных карточек и PDF-файлов для распечатки. Все подборки снабжены комментариями, ведь лексика английского языка полна нюансов и сюрпризов. Все английские слова даны по темам, с переводом, с качественной озвучкой. На сайте также представлены тематические словари 500 и 3000 слов.

Сайт http://www.correctenglish.ru располагает большой теоретической и практической базой, направленной на развитие всех языковых навыков. На сайте представлена только современная информация, исключающая устаревшие правила грамматики, устаревшие слова, выражения, и т.п.

В разделе данного сайта имеются подкасты на британском английском, и на американском английском, как двух наиболее распространенных в мире вариантах английского языка.

Подкасты на британском английском произносятся четким и понятным языком. Подкаст – это звуковой файл, имеющий, как правило, формат mp3, и загружаемый через интернет. После загрузки подкаста его можно слушать либо на компьютере, либо на аудио плеере. В подкастах рассматриваются разнообразные интересные темы, а в некоторых объясняются некоторые грамматические правила, приводятся значения некоторых словосочетаний, фраз.

Подкасты, как и любая другая аудиозапись, способствуют развитию и практике навыков восприятия английской речи на слух. Слушая подкасты регулярно, изучающие английский со временем начнут лучше понимать английскую речь, и смогут перейти к прослушиванию более сложных аудио или видео материалов.

Все подкасты снабжены текстами, поэтому представленные подкасты можно прослушивать, сверяясь с произносимым текстом, либо без него. Все подкасты можно прослушать прямо на сайте, либо скачать их с сайта и загрузить на компьютер, плеер, или любое другое портативное устройство, слушая их в любом месте и в любое время, для постоянной практики английского.

Положительные стороны метода использования Интернет-ресурсов простота пользования обучающей программой, возможность работать индивидуально, возможность неограниченного количества повторов предъявления материала

Один из методов прочного усвоения лексики на этапе введения лексических единиц –

семантизация иноязычных слов, т. е. раскрытие их значения. При этом используются следующие приемы введения новой лексики:

— раскрытие значения слов с помощью наглядности;

— контекстуальная догадка

Раскрытие значения слов по сопровождающей наглядности.

Раскрытие значений нового языкового материала происходит с помощью пред­метной и изобразительной наглядности для демонстрации изучаемых объектов, действий.

При применении этого приема эффективным будет показ презентации в Power Point где предметы на рисунках пронумерованы и подписаны их названия.

Не требуется семантизировать интернациональные (международные) слова, значение и произношение которых почти идентично в русском и английском языках, например: monitor [ˈmɒnɪtə], printer [ˈprɪntə], scanner [ˈskænə], utility [juːˈtɪlɪti], disk, flesh-card [fleʃ- kɑːd], user and etc. В этом случае учителю следует сначала обязательно самому произнести подобные слова по-английски (показать эталонное чтение), чтобы предупредить фонетические ошибки при самостоятельном чтении слов учащимися.

Контекстуальная догадка.

Для того чтобы объяснить значение неизвестного слова, используются другие слова, которые помогут понять значение искомого.

Такой прием как контекстуальная догадка помогает хорошо запоминать новые иностранные слова, а также выбрать правильное значение того или иного слова и корректно употреблять его в речи.

Известно, что лексика технических текстов характеризуется неустойчивостью и многозначностью, меняя свое значение в зависимости от контекста.

Для ознакомления студентов со специальной лек­сикой недостаточно ограничиться ее презентацией, объяснением каких-то отдельных моментов, связан­ных с особенностями формы, значения и норм упот­ребления того или иного термина, необходимо также проконтролировать правильность понимания учащи­мися значения того или иного слова и обеспечить активизацию нового лексического материала в памя­ти обучаемых.

На заключительном этапе работы с лексикой для закрепления изученного материала используется система коммуникативных упражнений. Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Упражнения должны

способствовать совершенствованию знаний, полученных на занятиях, помогать усвоению и запоминанию лексического и грамматического материала, развивать речь студентов.

Заключение

Использование разнообразных упражнений на основе дифференцированного подхода, грамотный подбор лексических единиц, систематизированный контроль способствуют полноценному восприятию и последующему активному употреблению лексических единиц.
Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

Используемая литература:

  1. «Коллеги» педагогический журнал Казахстана
  2. Краснощекова Г.А. Компьютерные технологии в обучении всем видам речевой деятельности // Открытое образование. — М., 2007. — № 1. — С. 68-75.
    3. Плужникова Ю.А. О некоторых вопросах обучения лексике // Технологии обучения
  3. Пассов Е.И. Формирование лексических навыков: учеб. пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002. — 40 с.
  4. Каратова Н. Приемы семантизации английской лексики // Учитель. — 2005.- №5.- С. 63-66.
  5. Котельникова Е.Ю., Шпортько И.А. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики № 6, 2016

Интернет-ресурсы:

http://www.prof-translate.ru/

http://www.correctenglish.ru

Английский язык на langformula.ru

http://www.interactive-english.ru

http://cyberleninka.ru/

 

Габбасова Нургайша Оразбаевна,

преподаватель английского языка

ГККП «Высший колледж, город Кокшетау»

при управлении образования Акмолинской области

Акмолинская обл., г. Кокшетау

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*