Home » Детский сад » Методы и приёмы развития речи дошкольников

Методы и приёмы развития речи дошкольников

Овладение речью помогают ребёнку обогатить свой жизненный опыт, активнее накапливать знания, совершенствовать умение жить в коллективе, в обществе, осваивать все виды детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Учитывая, что развитие речи детей дошкольного возраста непрерывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики «Мәңгілік ел», заставляют искать и находить новые подходы в решении целей и задач, встающих перед педагогом.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей, который не могут правильно выразить свою мысль, поделиться впечатлениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. В разновозрастных группах, при очень неодинаковом уровне речевого развития детей, особенно актуальной является систематическая работа, направленная на формирование у ребёнка всех видов речевого развития.

Это ещё одна актуальная проблема, стоящая перед нами –педагогами, именно педагогами дошкольного образования. (слайд №1)

Основная задача — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей. (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. (Слайд №3)

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на различных занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются следующие методы:

1.Наглядные методы (непосредственные и опосредованные). Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.  Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. (Слайд №4,5,6,7)

2.Словесные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа), рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых, обобщающая беседа. (Слайд № 8,9,10)

3.Практические методы: дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом), игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. (Слайд № 11,12,13)

Но сегодня я хочу обратить ваше внимание на такой приём как мнемотехнология. (Слайд №14)

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого — «искусство запоминания», обеспечивающая успешное освоение детьми определённых знаний, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Выше я обратила на ваше внимание, что мнемотехника-это греческое слово. Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Очень малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст.

Первые известные тексты по мнемотехнике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов.

Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких «народных» мнемотехнических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо «народных» приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
  • при отгадывании и загадывании загадок и т.д.

Примерные задач, которые я ставлю перед своей работой  по мнемотехнике.

1.Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

2.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды)

3.Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

4.Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

5.Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

(Слайд №15)

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

(Слайд №16)

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. (Слайд №17)

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. (Слайд №18).

Элементы ТРИЗа- так же очень интересны. (Слайд №24)

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, птицы (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.) (Слайд №25)

Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

Ещё хочу обратить внимание на то, что в настоящее время мы- педагоги шагнули вперёд. Сейчас очень актуальна ещё одна мнемотехника-это живая, голосовая мнемотаблица. (Слайд №26). Использование живых  мнемотаблиц способствует легкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приемов в процессе запоминания включаются не только зрительные, но и слуховые анализаторы. Ребенок с легкостью вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно. (Слайд №27,28,29, 30)

Используя в своей работе мнемотехнику, я пришла к выводу что у детей:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

загадок;

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед сверстниками и взрослыми.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности, но тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая.

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования.  Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из видов моделирования является синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Он способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи, учит краткому пересказу, развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, способствует развитию творческой активности, самостоятельности. (Слайд №31)

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей я иногда применяю этот метод. Как составить синквейн?

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) — существительное — одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. (Слайд №32)

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна веду несколькими этапами.

1этап: признаковый, глагольный словарь.

2этап: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка).

3этап: действие предмета.

4этап: признак предмета.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Например, «Игрушки»:

1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

(Слайд № 33)

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Работу по развитию речи, считаю очень важной, и планирую продолжить разработку и апробацию новых подходов к решению обозначенной проблемы.

Таким образом, ДОУ предполагает целенаправленную деятельность его участников, творческий подход к его организации и личностно-ориентированную модель воздействия, что является необходимым условием для успешного развития речи дошкольников. (Слайд №34)

Н.В. Атаманюк,

высшая категория,

З.К. Саттарова,

ІІ категория

А.Е. Рахимжанова,

ІІ категория

воспитатели

 КГКП «Ясли/сад «Аққу»

Карагандинская область,

Абайский район, г. Абай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*