Большинство педагогов, преподающих общеобразовательные дисциплины в колледжах, признают, что нередко слышат от своих учеников вопрос: «Зачем мне нужно изучать данный предмет?». Особенно часто можно услышать подобные вопросы на уроках химии, биологии и физики от обучающихся специальностей «Финансы», «Информационные системы», «Туризм», «Правоведение». И это явление не случайно. В последнее время особенно острой становится проблема мотивации к изучению предметов естественного цикла, не имеющих непосредственного отношения к будущей профессиональной деятельности, поскольку «снижение мотивации к изучению естественнонаучных предметов представляет собой общемировую тенденцию, вызывающую тревогу в среде педагогического сообщества всех экономически развитых государств» [1, с.73]. В данной ситуации педагоги чаще всего начинают использовать внешнюю мотивацию обучающихся к участию в учебной деятельности. Как правило, это перспектива успешной сдачи сессии, дополнительные баллы на экзамене и тому подобное. Но, к сожалению, такие методы не дают желаемого результата. Выход из сложившейся ситуации один – сделать процесс изучения непрофильных дисциплин не только увлекательным и интересным, но и сформировать у ребят внутреннюю мотивацию к их изучению.
Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она одинаково актуальна для всех участников учебно — воспитательного процесса, как для обучающихся, так и для преподавателей. В педагогической литературе приводится множество способов и методов повышения мотивации к обучению. Одни авторы предлагают использовать для повышения мотивации многочисленные интерактивные методы обучения, другие же утверждают, что лучше всего использовать компьютерные средства и демонстрационные опыты. В зарубежной педагогической литературе приводится термин «instructional congruence», который подразумевает гармонию соответствия между повседневным жизненным опытом и культурой обучающихся и изучаемым предметом [2, с. 39-64], то есть предлагается повышать мотивацию путем разъяснения обучающимся межпредметных связей между базовыми знаниями и будущей профессиональной деятельностью. Безусловно, использование всех этих методов в равной степени способствует повышению внутренней мотивации ученика к освоению новых знаний, но мне бы хотелось остановиться более подробно на рассмотрении последнего. Ввиду того, что именно демонстрация практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями обучающихся колледжа на будущую профессиональную деятельность в рамках изучения дисциплин химия и биология имеет, по моему мнению, очень важное значение для развития интереса к обучению. Никакие увещевания «в жизни все пригодится» или «учи, а то зачет не сдашь» не помогут, если изучение материала урока не сделать современным, познавательным, эмоционально-окрашенным и ориентированным на связь с избранной специальностью.
Рассмотрим некоторые подходы к изучению отдельных тем на уроках, проводимых по разным «Химия» и «Биология» в группах обучающихся разных специальностей. Первый урок курса биологии для обучающихся специальности «Информационные системы» я преднамеренно провожу на тему «Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги», показывая тем самым актуальность изучения принципов организации объектов живой природы для последующего использования полученных знаний в практической инженерии. На уроке я особое внимание уделяю знакомству с таким направлением бионики как биокомпьютеринг – биологическое направление в изучении искусственного интеллекта, сосредоточенного на разработке и использовании компьютеров, которые функционируют как живые организмы или содержат биологические компоненты. В итоге урока ребята приходят к пониманию того, что при создании самых разнообразных технологических устройств ученые заимствуют основные элементы и идеи из мира живой природы, а бионические модели, до того, как получают техническое воплощение, начинают свою жизнь на компьютере. Сначала строится математическое описание модели, затем по ней составляется компьютерная программа — бионическая модель. На такой компьютерной модели можно за короткое время обработать различные параметры и устранить конструктивные недостатки. Представления о взаимосвязи знаний в области биологии, физики, программирования необходимы для понимания того, как создаются такие современные устройства как ВЕАМ – роботы («биоморфные»), нейропротезы, экзоскелеты и прочие новейшие изобретения. Такой подход способствует тому, что обучающиеся приобретают новый взгляд на практическую значимость изучения естественных дисциплин для специалистов в области IT- технологий, которые после получения диплома могут работать в области разработки новейших навигационных приборов, архитектурных сооружений или разработки искусственного интеллекта.
На последующих уроках я провожу параллели между содержанием изучаемой темы и ее взаимосвязью с современными знаниями в области IT. Так при изучении темы «Строение и функции клетки» на этапе закрепления знаний обучающимся предлагается установить аналогию между устройством компьютера и строением клетки. Мембрану клетки они сравнивают с корпусом, который защищает и служит местом ввода-вывода, роль которого выполняют рецепторы. Цитоплазму ассоциируют с материнской платой. Ядро, хромосомы, гены и ДНК – с винчестером, который хранит и обрабатывает информацию. При изучении темы «Цитологические основы законов наследования» мы обсуждаем способы кодирования информации и после того, как ребята рассказывают о том, как это происходит при написании компьютерных программ, мы разбираем как этот процесс осуществляется в ДНК живых организмов. Все эти приемы несомненно повышают интерес к изучению предмета.
Частое обращение преподавателя к требованиям и задачам, которые ставятся перед специалистом в той или иной профессиональной сфере, является важным мотивирующим фактором для учеников. Так, например, на уроках химии при изучении темы «Нефть и продукты ее переработки» у специальности «Финансы» важно начать урок с разъяснения влияния нефтяных цен на состояние финансовых рынков, на курсы валют, на биржевые показатели. Это развивает у учащихся интерес к материалу урока.
Благодатным материалом для использования данного метода являются уроки химии у обучающихся специальности «Туризм», которые можно построить таким образом, чтобы связать изучаемое вещество с интересными географическими и историческими фактами. Так, например, изучение темы «Общая характеристика d-элементов» я начинаю с демонстрации фотографий исторических объектов, имеющих отношение к данным металлам. Демонстрируются фотографии с изображением скульптуры «Медного всадника» — и Делийской (Куттубовой) колонны. С обучающимися проводится беседа о том, где расположены эти объекты, какое отношение они имеют к изучаемой теме. Далее следует рассказ о том, что «Медный всадник» — это памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге и, хотя он изготовлен из бронзы, название «медный» закрепилось за ним потому, что в XVIII-XIX вв. в русском языке слово «медь» употреблялось и в отношении бронзы. Делийская колонна – это столб высотой 7 метров и весом 6 тонн, состоящий из 99,7% железа, который находится на небольшом расстоянии от г. Дели (Индия). Причину того, почему он не ржавеет и его происхождение ученые не могут установить по сей день. Такой способ начала урока как нельзя лучше способствует формированию интереса у обучающихся к изучению темы. При изучении темы «Сера и ее соединения» я обязательно включаю в содержание урока информацию о целебных свойствах горячих источников, наполненных растворенными соединениями серы, которые могут иметь неприятный запах, но ценны своими целебными свойствами, и прошу ребят назвать и показать на карте курорты, которые славятся сероводородными источниками. Это курорты Мацесте (Сочи, РФ), Хэрроугейт (Англия), Сарыагашский район Казахстана, Абхазия, Греция, Черногория.
При изучении темы «Алкадиены» обязательно рассказываю об увлекательных экскурсиях ни каучуковые плантации при посещении одного из известнейших туристических направлений — острова Пхукет в Таиланде. Подобное место — это лучший способ узнать о традиционном тайском быте, прочувствовать аутентичность этой чудесной страны и увидеть процесс работы трудолюбивых тайцев. Далее рассматриваем фотографии и рекламные проспекты известных туроператоров с предложениями об экскурсиях.
Домашним заданием после таких уроков является поиск новых примеров с использованием всех доступных источников информации. Безусловно, это лишь один из частных методов обучения непрофильным дисциплинам, но тем не менее важный для повышения общекультурного уровня, интереса и внутренней мотивации обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Проведение подобных занятий требует от педагога значительно бόльших усилий, так как приходится подбирать дополнительный демонстрационный, аудио- и видеоматериал, иллюстрации, готовить демонстрационные опыты. Но такая информация лучше усваивается, уроки становятся интересными, познавательными и мотивирующими не только к изучению естественных дисциплин, но и специальных дисциплин.
Список использованной литературы:
- Гордеева И.В., Судакова Н.П. «Мотивация учащихся колледжа к изучению естествознания: проблемы и поиск решений» // «Дискуссия» №8 (82) сентябрь 2017 с.73-76
- Zain A., Samsudin M., Rohandi R. Imzoving student’s attitudes toward science using instructional congruence. //Jornal of Science and Mathematics Education in Southem Asia. 2010 Vol.33 no.1 p.39-64
Желтова Елена Евгеньевна,
преподаватель химии и биологии ,
Колледж университета «Туран»,
г. Алматы