Home » статьи » Мониторинг в системе дошкольного образования: проблемы и пути решения

Мониторинг в системе дошкольного образования: проблемы и пути решения

На современном этапе образование в нашей республике находится на новом этапе развитии – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в современном обществе. И в этом плане возрастает роль системы дошкольного образования:  именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, и от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность в его дальнейшей жизни.

С августа прошлого года по июль этого Общественное объединение «Молодежный Центр «Гуонлен»» в рамках программы «Партнерство в целях развития и процветания», реализуемой ОО «Береке» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) проводил деятельность по реализации социального проекта «Балапан. Проведение общественного мониторинга обеспечения доступности и качества оказываемых услуг по дошкольному воспитанию и обучению на территории Жамбылского района Жамбылской области в рамках Государственной программы развития образования и науки в РК на 2016 -2019 гг.» (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года за № 205). Проект осуществлялся при финансовой поддержке Американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID).

Зачем необходимо было проводить мониторинг оказываемых услуг по дошкольному воспитанию и обучению в Жамбылском районе Жамбылской области?

В 2010-2015гг в районе осуществлялась реализация Государственной Про­граммы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан». С 2016 года идет реализация 2 этапа этой программы, в составе Государственной программы развития образования в РК на 2016-2019гг. В рамках реализации программы «Балапан» в 2010-2015 гг. было открыто дополнительно 2 государственных и 1частный детский сад, 19 мини-центров, охват детей воспитанием и обучением вырос на 32%. В 2015-16 годы открыт 1 частный садик и 1 миницентр. Несмотря на то, что увеличилась сеть детских образовательных учреждений, очереди в не уменьшились, группы остаются переполненными. На данный момент в районе в 38 дошкольных учреждениях заняты 3341 ребенка. При этом охват детей дошкольного возраста составляет 55,8%! В очереди по данным отдела образования числятся еще 1160 человек. Это при том, что индикаторы реализации программы «Балапан» в районе составили 82,4%. Также необходимо обратить внимание на такие аспекты, как качество и эффективность оказываемых услуг, проблемы педагогических кадров. Все эти цифры говорят о том, что до сих пор существует острая проблема доступности и качества оказываемых услуг в дошкольных организациях района, а с введением нового ГОССО – и в обновлении содержания образования и во внедрении инновационных/здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения.

Мониторингом были охвачены 9 из 17 сельских округов Жамбылского района Жамбылской области: Асинский, Полаткосшинский, Жамбылский, Каройский, Кызылкайнарский, Орнекский, Пионерский, Акбулымский, Тогызтарауский, а его основной задачей было получение детальной информации о процессе реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы в дошкольных учреждениях Жамбылского района.

Для эффективной реализации проекта была подготовлена местная группа оценщиков, налажено партнерство с представителями профильных государственных органов, Общественных советов, филиалом национального центра повышения квалификации педагогических кадров «Өрлеу» г.Тараз, а также ведущими НПО Жамбылской области.

Результатами мониторинга стали следующие показатели:

  1. В районе ведется большая работа по повышению качества оказываемых услуг по дошкольному воспитанию и обучению. Процесс обучения во всех садиках построен с направленностью на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме, кроме того, содержание программ воспитания и обучения в них способствует тому, чтобы дети смогли быть полностью подготовлены к самостоятельной и успешной жизни в обществе. Для этого во многих садиках используются самые передовые методики обучения – иппотератия, игротерапия, сказкотерапия, и многие другие.
  2. В соответствии с новым стандартом обучения, направленного на создание условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, педагоги ведут активный педагогический поиск, осваивают новые методики обучения, постоянно заняты повышением уровня профессиональной компетентности. Только в 2017 и в первом полугодии 2018 года на курсах повышения квалификации прошли обучение более 200 педагогов.

Вместе с высокими результатами педагогической деятельности в дошкольных организациях образования, были выявлены следующие моменты, которые не дают поднять систему дошкольного воспитания и обучения на более высокий качественный уровень:

  1. В районе острой остается проблема обеспечения доступа к услугам дошкольного обучения и воспитания. Общее количество детей по сельским округам 5110, общий охват детей ДОО района составляет 3471 ребенок, 1639 стоят на очереди. В 15 из 40 сел нет никаких ДОО.
  2. в Государственной Программе развития образования на 2016-2019 гг акцент сделан на повышение доли мест в частных дошкольных организациях от общего количества предоставленных мест (35% к 2019 году). В регионе всего 2 частных детских садика, причем в самом густонаселенном пункте – районном центре с.Аса их вообще нет.
  3. Основную роль в воспитании подрастающего поколения играют педагоги ДОУ. Именно от их профессионального мастерства зависит развитие ребенка. В районе процент качественного состава педагогических работников в ДОУ составляет всего 14,8%, то есть, из 312 педагогов только 46 имеют высшую и первую категории!.
  4. Большая проблема материально-технического обеспечения ДОО. Обеспеченность составляет 87% (однако эта цифра – показатель обеспеченности группы. В расчет не включался показатель обеспеченности на 1 ребенка, потому что в ДОО речь идет пока об обеспеченности вообще: большинство материалов изготовлено руками педагогов и родителей). Расчет финансирования ДОО производится не подушевому финансированию, отсюда и острая нехватка материалов. Особо острая проблема обеспечения групп средствами ИКТ.

На основе анализа полученной информации были выработаны конструктивные рекомендации и предложения, направленные на значительное повышение качества дошкольного образования и воспитания в регионе, что крайне важно для эффективного обучения и развития детей. Конструктивные рекомендации и предложения были направлены в организации, заинтересованные в повышении качества оказываемых услуг.

  1. В регионе необходимо разработать Программу развития сети ДО с частной формой собственности, особенно с использованием механизмов ГЧП. Для этого можно вначале изучить опыт Байзакского района, где частные ДОО курируют наравне с государственными.
  2. Повысить качественный состав педагогических работников в ДОО через организацию и проведение тематических семинаров, мастер-классов, а также долгосрочных курсов повышения квалификации (более 80 часов) в области обновления содержания образования, а также в области менеджмента и мониторинга дошкольного образования в регионе. Заведующим дошкольных учреждений рекомендовать принимать на работу только с образованием, соответствующим дошкольного воспитания и обучения, а педагогам, не имеющим такого образования рекомендовать обучиться заочно специальности в ВУЗах области и страны.
  3. Повысить качество оказываемых услуг по воспитанию и обучению через повышение материально-технического оснащения ДОО, особенно средствами ИКТ.

На данный момент в регионе стартовал адвокационный проект «Балапан. Радость и будущее нашей страны», направленный на решение имеющихся проблем в системе дошкольного обучения и воспитания в районе. В рамках этого уже проекта начаты работы по повышению профессионализма и мастерства педагогов – более 20 педагогов пройдут обучение на курсах повышения квалификации в национальном центре повышения квалификации «Өрлеу», с привлечением специалистов из института повышения квалификации педагогических кадров по Жамбылской области для педагогов дошкольных организаций образования запланировано проведение семинаров и обучающих мероприятий. С проблемой доступности к услугам дошкольного обучения и воспитания в районе тоже имеются определенные сдвиги – с начала этого года в районе открыто 2 детских садика с частной формой собственности, в ближайшее будущее для дошкольников откроют двери еще два частных садика.

Проблемы решаются, но многое еще предстоит сделать, ведь от того, каким будет государство в будущем зависит от тех, для кого мы сегодня будем создавать условия для их успешности.

 

Жанар Хайрушева,

Филиал АО Национальный центр

повышения квалификации «Өрлеу – Тараз»

г. Тараз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*