Тренинг совместно с родителями
Раздел: «Психология».
Форма: «Игровой тренинг для детей и родителей».
Задачи:
- Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации.
- Укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей и родителей, умение работать в команде.
- Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия.
- Создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить свои индивидуальные способности.
- Развитие речи и обогащение словаря, крупной и мелкой моторики.
- Повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка.
Полиязычный компонент: здравствуйте – сәлеметсiздерме – hello, мама – ана — mother, игра – ойын – play, до свидания — сауболыңыздар –good bay.
Инновационные технологии: ИКТ, танцевально – двигательное упражнение.
Предметно-развивающая среда: музыка спокойная и ритмическая, демонстрация слайдов, ватман, разноцветные стикеры различной формы, ручки для родителей.
План мероприятия:
1. Вступительное слово педагога-психолога.
2. Игровой тренинг «Мы рядом – значит мы вместе!».
• Ритуал приветствия «Такое разное «Здравствуйте»!».
• Коммуникативная игра «Узнай свою маму».
• Танцевально – двигательное упражнение «Танец частей тела».
• Коммуникативная игра «Комплементы».
• Релаксационная игра «Частички вселенной».
• Творческое задание «Мандала».
• Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»
Ход тренинга
Вступительное слово педагога-психолога (в зале сидят родители)
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча пройдет под девизом: «Мы рядом – значит мы вместе!». Уже ни для кого не является секретом, что чем открытее для общества человек, тем успешнее он в карьере и личной жизни. Высокий уровень эмпатии позволяет на более высоком уровне решать социальные задачи, адаптироваться к новым условиям. Развитие эмпатии начинается еще в раннем возрасте с так называемого «комплекса оживления» ребенка, когда малыш реагирует на родное лицо улыбкой, активным гулением, радостью. Если родители закрепляют этот положительный якорь у ребенка, ему будет проще в будущем узнавать и чувствовать настроение окружающих. Однако мы все знаем, что загруженность современной жизни, обилие предметов замещающих общение с людьми, таких как компьютер, телефон или планшет, не позволяет в полной мере создать оптимальные условия для развития эмоциональной чувствительности у ребенка. Многие родители, не дают своему ребенку прочувствовать всю палитру чувств человека, от недоумения и обиды, до слез и смеха от облегчения маленькой детской души (показ социального ролика «О чем мечтают дети»).
Мы воспитываем детей в условиях острой нехватки чувств, не позволяем им решать, как реагировать в той или иной ситуации. Детям нельзя слишком громко болтать, слишком быстро бегать, плакать, закатывать истерики, паясничать и дурачиться. Мы отказываем им в законном праве самим осознать и почувствовать эмоциональный опыт, когда от радости захватывает дух и хочется кричать как можно громче. Загоняя ребенка в рамки культурного поведения, мы своими руками растим безэмоциональных, боящихся проявить малейшую эмоцию людей.
И как раз в рамках этой работы, я хотела бы провести с вами и вашими детьми игровой тренинг, направленный на развитие коммуникативности и эмпатийности, давайте пригласим детей.
- В зал заходят дети, встаем в круг перед гостями.
Психолог: Здравствуйте, дети! Посмотрите сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся на 3х языках (здравствуйте – сәлеметсiздерме – hello). Приглашаю вас принять участие в нашей игре, вы согласны? Давайте пригласим родителей к нам в круг.
Родители встают в круг вместе с детьми.
Знакомство.
Психолог: прежде чем начать наш тренинг я предлагаю всем нам познакомиться. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я -…(имя)».
Коммуникативная игра «Поздороваемся!»
А теперь я предлагаю поздороваться необычным способом, не словами, а частями тела. Когда я хлопну,
один раз в ладоши, вы пожмете друг другу руки.
Два хлопка – дотроньтесь локтями.
Три хлопка – прижмитесь спинами друг к другу.
Психолог: ну вот мы и познакомились и поздоровались, теперь я предлагаю сыграть в игру «Узнай свою маму».
Мамы встают в линию, ребенку завязываю глаза, и он должен узнать свою маму на ощупь, трогает руку. Когда меняется ребенок, мамы меняются местами.
Психолог: Молодцы! Понравилось? А сложно было? Немного устали, давайте с вами станцуем. Но это не простой танец, а танец частей тела.
Танцевально – двигательное упражнение «Танец частей тела».
Звучит ритмичная музыка.
Я буду называть часть тела, которой мы должны будем танцевать. Только надо стараться!
- Танцуем только кистями рук.
- Танцуем только руками.
- Танцуем только головой.
- Танцуем только плечами.
- Танцуем только ногами.
Психолог: Здорово! Закончили наши танцы! Понравилось? Весело было? А чем было труднее всего танцевать?
Идем дальше. Как вы считаете, каким способом можно выразить свои чувства?
Ответы (словами, музыкой, стихами, рисунком, пантомимикой, мимикой).
Да, для проявления чувств в нашем мире существует много способов, я предлагаю воспользоваться одним из них – мы будем говорить друг другу комплементы.
Коммуникативная игра «Комплементы».
Каждый участник по кругу, смотря в глаза соседу, будет говорить комплемент, можно за что-то похвалить. А тот, кому говорят, в ответ скажет «Спасибо, мне очень приятно!».
Психолог: Вот как много удивительных слов мы сегодня услышали. Тяжело ли было говорить комплементы? А слушать в свой адрес комплементы приятно? Запомните это ощущение. И всегда говорите своим близким комплементы и добрые слова.
Релаксационная игра «Частички вселенной».
Психолог: давайте пройдем, сядем на стульчики, и на минутку представим, что мы не в детском саду, а в космосе, закройте глаза, представьте как вы парите в невесомости, как ярко сверкают звезды, у вас все хорошо, вы спокойны, никакие проблемы не могут добраться до космоса, все осталось на земле (звучит композиция «Весна в раю»). Пришло время возвращаться, давайте откроем глаза.
Творческое задание «Мандала».
А завершить наш тренинг я хочу очень интересным творческим заданием, составлением Мандалы. Может, многие из вас слышали это интересное название, сейчас очень часто о Мандалах можно увидеть в интернете (показ слайдов о Мандалах).
Мандала — это символическое изображение Вселенной или нашего внутреннего мира в форме круга, это вселенная в миниатюре.
Посмотрите, перед вами лежит ватман, и разноцветные, разнообразные стикеры. Я предлагаю вам, пожелать окружающим, всему миру или просто себе, что-нибудь доброе. Написать это пожелание на стикире, дети пока писать не умеют, но могут продиктовать свое пожелание мама, а они его запишут. И приклеить на ватман в виде Мандалы. Это будет Мандала добрых пожеланий вашей группы. (родители и дети совместно составляют Мандалу).
Психолог: посмотрите, какая прекрасная Мандала у вас получилась. Наш тренинг хочу закончить упражнением «Мне сегодня понравилось…».
Прошу каждого из вас закончить фразу «Мне сегодня понравилось…».
Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями на 3х языках, до свидания — сауболыныздар –good bay.
Рогожникова Наталья Сергеевна,
психолог,
ГККП «Детский сад № 22»
отдела образования акимата
города Тараз