Home » Гуманитарный цикл » Народная педагогика как источник нравственного воспитания в семье и школе

Народная педагогика как источник нравственного воспитания в семье и школе

 

 

Все народы – великие педагоги,

                                                                                       Все великие педагоги народы.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются из одного поколения в другое. Народная педагогика — это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, внешкольные организации. Народная педагогика – это не только традиционный опыт воспитания, родившего в нем знания, идеи, но это и наука, изучающая все это как единое.

Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и поэтому ратовал за нее.

Народ – воспитатель, народ- педагог. Веками, тысячелетиями решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, человеческого, что составляет неповторимое лицо данного народа. Мы должны быть благодарны народу, что он сохранил для нас обычаи, традиции каждого народа. Сохранность народных традиций определяющим образом влияет на содержание воспитательной работы, создает все условия для патриотического, духовного, интернационального и нравственного воспитания. Народная мудрость гласит: «Эхо в горах замирает, если его не подхватить» и поэтому задача педагогов и семьи сохранить обычаи, традиции, народную мудрость и передать их следующему подрастающему поколению. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку, звуки которого он слышит с колыбели.

Мыслители и педагоги прошлого и настоящего поднимают вопрос национального воспитания подрастающего поколения, отдавая предпочтение именно нравственному аспекту, одному из главных элементов народности, это- чистые помыслы, вера, сострадание, добро, любовь, терпение, человечность, справедливость.

У каждого народа своя культура воспитания. У казахского народа в течение тысячелетий были выработаны эффективные средства, методы воспитания подрастающего поколения, обеспечивающие формирование настоящей личности.

Национальной гордостью казахского народа является Абай, в нем воплотились все лучшие национальные черты казахского народа. Обращаясь в своем творчестве к проблеме национального самосознания, Абай выделяет в качества определяющих ее духовно-нравственные начала: понятие о чести, равенстве, достоинстве, добре, счастье, дружбе, любви к Родине, народу, стремление к знаниям. «Нужно учиться, — говорил Абай, чтобы узнать то, что знают другие, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой своего народа». В призывах Абая Кунанбаева к знаниям и воспитанию мы усматриваем его дальновидное понимание определяющей роли образования и воспитания в формировании национального самосознания казахстанского народа.

Воспитание начинается с языка. Знание языка других народов рассматривается, как важное средство расширения познания мира.

Еще в 19 веке поэт философ Абай предвидел эффективность воспитательного воздействия идей этнокультурного образования, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности, путем приобщения к родному языку. Он писал «Самые азы, основы знания, человек должен усвоить на родном языке и только потом можно переходить к изучению других языков».

Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Ребенок с рождения воспринимает окружающую среду на родном языке. Наша республика многонациональная. Многие народы обрели здесь вторую родину, и одна из задач воспитания является изучение казахского языка как жизненно необходимого, важного. Семья совместно со школой должна пробудить у молодежи стремление к изучению языка, к знанию истории этой земли, которая вскормила нас, к уважению великого казахского языка, языка Ибрая, Абая, Мухтара Ауэзова.

Заслуживает внимания отношение народа к учителю-воспитателю.

Народ всегда уважал и \защищал честь учителя. Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей: «Свет лампы от масла, знания ученика от учителя». Обществу всегда импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше ласки отца», — считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношения ученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а подчиненного после работы», — говорится в афоризме.

Обучает и воспитывает детей не только школа, но и семья. Велика роль народной педагогики в семейном воспитании: ориентиром воспитания и ценным даром воспитания в семье должна стать народная педагогика. У всех народов семья — источник и основа жизни. Ведь именно семья является колыбелью духовности и нравственности. И первое место, где есть возможность узнать о любви- наш дом, наша семья. Ребенок жаждет получить от родителей все самое доброе. Родительская любовь побуждает сердце ребенка к развитию, как солнечный свет-растение.

Именно в семье дети воспринимают нравственное, ценное, которое потом дети воплощают в своей жизни. А каждая семья – это своя история, свой мир устоявшихся традиций. Веками гласит и не стареет замечательная народная казахская пословица: «Ұяда не көрсең, ұшқанда соны iлерсiң», «Что увидел в гнезде, то увидишь в полете».

Уроки жизни, которые дают в семье, обладают огромным потенциалом, играют решающую роль в формировании и становлении гражданина. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности находятся в центре внимания, зависит, какими вырастут наши дети. Именно родители должны воспитывать в своих детях нравственные качества, показывая личный пример. Личный пример, особенно родителей, — это самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству — все это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Красивая внешность, знание богатств, это все относительно, без этого можно прожить, но важнее жизнь, любовь родителей к своим детям, так как это — источник и основа всех нравственных качеств человека.

Начиная с колыбели, веками человек впитывает с молоком матери все духовное, культурное, политическое, общественное богатство, которое даруют во благо человечества. С первого родного слова матери, впервые услышав собственное имя, ребенок начинает познание мира: из нежных колыбельных песен он впервые узнает родную мелодию и на всю жизнь ее запоминает. Особая роль в воспитании детей принадлежит женщине-матери. В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Материнство выполняет важнейшую, социальную функцию. Оно одно из основных ценностей нашего общества. Именно, мать создает в семье здоровую атмосферу. Она развивает эмоциональную среду ребенка. Общение с матерью – первая мудрая школа, в основе которой доброта, великодушие, сердечность, откровенность, правдивость, уважение и требовательность.

Нравственное образование, или «образование сердца» играет огромную роль. В народе говорят: «Дети — драгоценность, но еще и большая драгоценность — его воспитание». Народная педагогика вобрала в себя мудрость веков и всегда была и будет источником нравственного воспитания.

От народной педагогики, от первых древних заповедей и наставлений мы поднимаемся к святым идеям гуманизма и нравственности, на народной педагогике возводим храм воспитания.

С.О.,

учитель русского языка и литературы

средней школы №37 имени С. Мауленова

 г. Астаны

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*