Познавательный краткосрочный проект «Огород на окне» в старшей группе
- Наименование группы: старшая «Белоснежка»
- Название проекта «Огород на окне»
- Автор проекта воспитатель: Качанова Т.А.
- Тип проекта: Познавательный
- Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя)
- По характеру контактов: Открытый, осуществляется внутри детского сада, в контакте с семьей
- Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
- Образовательные области: Познание, Коммуникация, Социум.
Цель проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи проекта:
— Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
— Расширять представление детей о жизни растений.
— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
— Участвовать в посильной практической деятельности.
— Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Предполагаемый результат
- Дети:
Участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием посаженных овощей.
- Родители:
Приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками (лейка, совок). С родителями воспитанников установятся благоприятные взаимодействия и контакт. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребенка.
Итоговое мероприятие проекта: «Огород» на окне.
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач.
Взаимодействия с родителями
Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т. к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки.
Практическая значимость
Проект доступен для воспитателей дошкольных организаций города.
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
-Овощи растут в огороде (Диас)
-Огород надо поливать (Яна)
-Овощи полезны для здоровья (Томирис)
-Надо ухаживать за огородом (Лера)
-Как ухаживать за растениями (Леша)
-Растут ли овощи ночью (Лиза)
-Как они пьют воду (Саша)
-Как посадить зёрнышки (Аделина)
-Спросим у мамы (Аружан)
-Прочитаем в книжках (Сабит)
-Увидим по телевизору (Рома)
-Посадим лук и огород (Аяулым)
Планирование на 1 неделю
Дидактические игры
— «Вершки и корешки»,
— «Во саду ли, в огороде»,
-«Чудесный мешочек»,
— «Овощи – Фрукты»,
«Сад — огород».
-«Что сначала, что потом»
Подвижные игры
-«Донеси не урони»
-«Посадили огород»
-хоровод «Мы сажали»
-«Солнышко светит»
-«Собери в корзину»
Сюжетно-ролевые игры
— «На даче»
-«Овощной магазин»
-«Мы сажаем огород»
Чтение художественной литературы
— Рассматривание альбома «Что мы посадили»
-Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»
-сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород».
— загадки, пословицы об овощах, фруктах.
Беседы
— «Чем полезен лук, чеснок».
-«Что полезно, что нет»
-«Солнце наш друг»
-«Без воды никак»
-«Наш огород»
Творчество
«Декоративный забор», «Как мы сажали огород», свободное рисование овощей, фруктов, сюжетов сельской и дачной жизни.
-«Теплица»
-«Заборчик для огорода»
-«Дача»
Наблюдения
-рассматривание семян
-рассматривание всходов
— Наблюдение и уход за «огородом»
Письмо для родителей:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки.
Мы начинаем изучать тему «Огород на окне»
Как всегда, мы будем очень рады вашей помощи.
Мы предлагаем вам дома с детьми:
-прочитать книги на заданную тему;
-посмотреть передачи,
-расскажите о вашем опыте посадки овощей.
-помогите нарисовать рисунки;
-рассмотрите иллюстрации, фотографии;
-создайте альбом на заданную тему;
-посетите овощной магазин;
-приготовьте овощные салаты вместе с детьми;
ЗАНИМАЙТЕСЬ И УДИВЛЯЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
Спасибо за помощь.
Качанова Татьяна Александровна,
воспитатель ГККП ясли сада №12
г.Аксу Павлодарской обл.