В условиях обновления содержания среднего образования Республики Казахстан значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Современный педагог в полной мере должен владеть знаниями и навыками использования новейших информационных технологий в образовательном процессе, уметь применять изученное для обучения других, а значит быть высокопрофессиональным педагогом, компетентным в своей области преподавания. Он должен быть способен помочь учащимся использовать средства ИКТ для того, чтобы они могли успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения.
В рамках обновления содержания образования этим вопросам уделяется особая роль. В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это – междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.
В основных направлениях и путях достижения целей «Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» прописано, что «всем участникам образовательного процесса будет обеспечен равный доступ к открытым образовательным ресурсам и технологиям, созданы условия для сетевого взаимодействия. Школы будут оснащены технической инфраструктурой в соответствии с базовым стандартом путем привлечения ГЧП. Ученик будет иметь возможность доступа к широкому спектру цифровых образовательных ресурсов из любого места, где есть выход в Интернет. Каждый ученик сможет сам определять темп обучения, не привязываться ко времени занятия и учителю за счет обеспечения персонализации процесса обучения. Минимум два предмета, начиная с основной школы, будут преподаваться с применением онлайн – ресурсов»[1]. Работа в данном направлении уже ведется.
Содержание новых обновленных программ предусматривает широкое применение ИКТ в образовательном пространстве.
Так, в учебных планах по предметам обновленного содержания прописаны все необходимые интернет-источники. Учителю остается только при подготовке к уроку ознакомиться с ними, проработать стратегию работы с данными материалами и применить их на практике. Если раньше учитель тратил время на поиск различных видеоресурсов и роликов, то сейчас эта работа сделана за него. К сожалению, на данный момент, не ко всем интернет-ресурсам есть разрешенный доступ, некоторые записаны только в русском и английском варианте, но они имеются. Учитывая, что мы переходим на трехъязычие, этот нюанс можно рассматривать как положительный момент.
Так как цели обучения в начальных классах требуют от обучающихся использования навыков говорения, аудирования и чтения в дополнение к навыкам письма, большое внимание уделяется прослушиванию текстов, аудиозаписей, просмотру мультфильмов и фильмов. Многие учителя сетуют на то, что их классные кабинеты не оснащены необходимым оборудованием. Но и из этой ситуации можно найти выход.
Сейчас в мире широко распространена концепция BYOD (Bring Your Own Device) – Принеси Своё Собственное Устройство. Это такой подход к организации рабочего места сотрудника, при котором он применяет принадлежащее ему устройство для доступа к информационным ресурсам компании. Прозвучал впервые этот термин в 2005 году в работе Рафаэля Баллагаса[2].
Такой же принцип мы можем применить в школе. Обучение по принципу «принеси своё устройство» позволит учащимся пользоваться привычными программами своих смартфонов, ноутбуков, планшетов, оставаясь при этом в собственной среде сетевого обучения. У каждого ученика имеются в наличии смартфоны и другие гаджеты. Современные дети, начиная с 3 лет, великолепно ориентируются в них. Пожалуй, это один из самых интересных и интригующих аспектов концепции – перевернуть представление обучающихся о потенциале их электронных устройств и дать возможность пользоваться в школе.
Использование идеи BYOD позволит учителю и ученикам находиться в режиме онлайн как во время урока, так и во внеурочное время. Ученики могут прослушивать аудиозаписи, просматривать видеоматериалы, подготовленные учителем, в удобное для них время. Ведь возможностей современных гаджетов не перечесть. Учителю необходимо научить ученика работать со справочной информацией, не только в бумажном, но и в электронном формате. Учитель должен использовать возможность применять на уроке уже имеющиеся ресурсы всем известных образовательных сайтов BilimLand.kz, Twig.bilim. kz., Balalar.uсoz.com.
В рамках курсов для учителей начальных классов тренерами подготовлена подборка видео и аудиоматериалов по познанию и естествознанию, тренажеров по математике и русскому языку, компьютерных развивающих программ, которые учитель может использовать в своей практике, как для групповой, так и для индивидуальной работы с учащимися.
Наряду с этим можно широко использовать мобильное Приложение «Казахстан — Страна Великой Степи», которое является настоящей цифровой энциклопедией о Казахстане и охватывает широкий набор тем — от географии, истории и культуры до экономики, туризма и международных отношений. Содержит сотни уникальных фотографий, а также видеоролики, 3D-объекты, панорамные туры, инфографики и интерактивные карты на казахском, русском и английском языках. Учитывая, что введен новый предмет «Естествознание», использование данного приложения будет своевременным и полезным.
Не стоит забывать о зоровьесберегающей составляющей современного урока. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха. Поэтому работа с гаджетами должна быть строго дозирована, должны проводиться необходимые оздоровительные упражнения.
В настоящее время в системе повышения квалификации организованы различные формы дистанционного и смешанного образования (blended learning), которые позволят педагогу, используя различные образовательные технологии, организовать учебную деятельность как в индивидуальном, так и в групповом режиме, а также обеспечить его профессиональное развитие в актуальном, личностно значимом направлении.
Эти формы обучения предоставляют широкие возможности для развития навыков самостоятельной работы с информацией в условиях классно-урочной системы, дают возможность объединить строгие формальные средства обучения с неформальными (электронная почта, интернет-конференция, видео-лекция) и сочетать очное обучение (face-to-face), on-line-обучение (e-learning) и самообучение на рабочем месте (self-placed-learning). Благодаря этому, существенным образом расширены масштабы образовательного пространства и обеспечена возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам страны и мира[4].
Все вышесказанное подводит к тому, что для создания современного образовательного пространства, педагогические работники должны обладать необходимой квалификацией в сфере информационных технологий, быть компетентными в их использовании.
Эффективное сочетание информационных технологий и традиционных форм организации образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов позволит системе образования двигаться вперед, развивать качество образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов, формировать личность обучающихся, адаптированную к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.
Байкатова Кумыс Ильясовна,
старший преподаватель кафедры
ППСПРУ Филиала
АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО
Список использованных источников:
- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы — Астана, 2016 год.
- https://newtonew.com/overview/kak-mozhno-ispolzovat-byod-v-shkole [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nitforyou.com/byod/
- Положение об областном конкурсе для учителей-предметников средних общеобразовательных школ «Лучший контент урока» — ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО. Уральск. 2016
- Уваров А. Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 26-40.