Home » Учебно-методические материалы » Необходимые условия и принципы построения работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности

Необходимые условия и принципы построения работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности

    Слово «модель» восходит к латинскому «modulus», что означает мера, образ, способ. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца. Затем этот термин стал широко использоваться в качестве научного. В педагогических исследованиях также часто употребляют термины «модель», «моделирование». Моделирование в настоящее время является одним из научно- педагогических методов педагогики. Оно применяется как оптимальный и экономичный способ фиксации научного знания.

Цель инклюзии – организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка. В организации образовательной среды можно выделить две линии — административную и профессиональную.

В рамках административной линии осуществляется нормативное обеспечение адаптивной образовательной среды, формируется его организационная основа: развитие структур, координация их деятельности по отношению к семье, воспитывающей ребенка-инвалида, и др.

Выявление и организация адекватных потребностям и возможностям ребенка средовых условий призваны сделать образовательную среду:

— комфортной;

-эмоционально насыщенной;

— аутентичной: обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности;

— расширяющей познавательные возможности; — стимулирующей различные виды активности;

— побуждающей к самостоятельности и творчеству;

— здоровьесберегающей.

Эти характеристики можно рассматривать в качестве требований к организации современной образовательной среды и составляют группу общих принципов ее проектирования и моделирования.

В ситуации проектирования и моделирования безбарьерной образовательной среды необходим учёт специфических принципов:

  1. Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
  2. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
  3. Доступность среды направлена на устранение физических барьеров (широкие проемы, пандусы, поручни), актуально для маломобильных групп населения.
  4. Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений. Особо важно, так как у детей с ограниченными возможностями имеются сенсорные нарушения.
  5. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых, значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка.
  6. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
  7. Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных  препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
  8. Ориентация на охрану и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей.

Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития. Данный принцип является одним из важных в специальном образовании.

В основе построения модели безбарьерной образовательной среды, лежат теоретические положения, которые включают следующие принципы: а) принцип комплексности диагностики отклонений в развитии;

б) принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи отдельных отклонений в развитии и первичных нарушений;

в) принцип педагогической конфиденциальности;

г) принцип многоуровневой дифференциации — организация детей не по возрасту, а по уровню развития;

д) принцип новизны, позволяющий опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки  последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу ребенка;

е) принцип динамичности, заключающийся в постоянном углублении и расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребенка;

ж) принцип интеграции знаний в единое поле деятельности, способствующий адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

Основными компонентами структурно-функциональной модели образовательной среды являются:

а) механизмы отбора содержания образования, обеспечивающие введение специальных разделов, учитывающих задачи социальной адаптации детей;

б) особая организация обучения с использованием технологий коррекционно-реабилитационной направленности;

в) специфическая пространственно-временная организация образовательной среды, включая пролонгирование процесса обучения за рамками организации образования, что определено в содержании специального образования;

г) согласование действий квалифицированных специалистов разных профилей, участвующих в образовании детей с ограниченными возможностями.

Для успешной интеграции и обучения детей с ограниченными возможностями необходима инновационная образовательная модель. Модель безбарьерной образовательной среды должна опираться не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение детей к познавательной деятельности, должна добиваться от детей не запоминания, а понимания, должна культивировать не конкуренцию, а сотрудничество, ставить в центр обучения не столько знания, умения, навыки, сколько развитие личности ребенка, и выводить его из состояния объекта в положение полноправного субъекта учебного процесса. Данным требованиям на сегодняшний день отвечает система интегрированного обучения на основе развивающих технологий, которая нацелена на то, чтобы перевести ученика в состояние субъекта учения, сделать его активным участником учебно-познавательного процесса, способного к самостоятельным умственным действиям осмысленного характера.

Список литературы:

1.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.

2.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.

3.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.

4.Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна,

тренер по обновленному содержанию образования

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области,

г.Тараз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*