Слово «модель» восходит к латинскому «modulus», что означает мера, образ, способ. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца. Затем этот термин стал широко использоваться в качестве научного. В педагогических исследованиях также часто употребляют термины «модель», «моделирование». Моделирование в настоящее время является одним из научно- педагогических методов педагогики. Оно применяется как оптимальный и экономичный способ фиксации научного знания.
Цель инклюзии – организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка. В организации образовательной среды можно выделить две линии — административную и профессиональную.
В рамках административной линии осуществляется нормативное обеспечение адаптивной образовательной среды, формируется его организационная основа: развитие структур, координация их деятельности по отношению к семье, воспитывающей ребенка-инвалида, и др.
Выявление и организация адекватных потребностям и возможностям ребенка средовых условий призваны сделать образовательную среду:
— комфортной;
-эмоционально насыщенной;
— аутентичной: обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности;
— расширяющей познавательные возможности; — стимулирующей различные виды активности;
— побуждающей к самостоятельности и творчеству;
— здоровьесберегающей.
Эти характеристики можно рассматривать в качестве требований к организации современной образовательной среды и составляют группу общих принципов ее проектирования и моделирования.
В ситуации проектирования и моделирования безбарьерной образовательной среды необходим учёт специфических принципов:
- Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
- Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
- Доступность среды направлена на устранение физических барьеров (широкие проемы, пандусы, поручни), актуально для маломобильных групп населения.
- Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений. Особо важно, так как у детей с ограниченными возможностями имеются сенсорные нарушения.
- Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых, значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка.
- Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
- Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
- Ориентация на охрану и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей.
Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития. Данный принцип является одним из важных в специальном образовании.
В основе построения модели безбарьерной образовательной среды, лежат теоретические положения, которые включают следующие принципы: а) принцип комплексности диагностики отклонений в развитии;
б) принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи отдельных отклонений в развитии и первичных нарушений;
в) принцип педагогической конфиденциальности;
г) принцип многоуровневой дифференциации — организация детей не по возрасту, а по уровню развития;
д) принцип новизны, позволяющий опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу ребенка;
е) принцип динамичности, заключающийся в постоянном углублении и расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребенка;
ж) принцип интеграции знаний в единое поле деятельности, способствующий адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.
Основными компонентами структурно-функциональной модели образовательной среды являются:
а) механизмы отбора содержания образования, обеспечивающие введение специальных разделов, учитывающих задачи социальной адаптации детей;
б) особая организация обучения с использованием технологий коррекционно-реабилитационной направленности;
в) специфическая пространственно-временная организация образовательной среды, включая пролонгирование процесса обучения за рамками организации образования, что определено в содержании специального образования;
г) согласование действий квалифицированных специалистов разных профилей, участвующих в образовании детей с ограниченными возможностями.
Для успешной интеграции и обучения детей с ограниченными возможностями необходима инновационная образовательная модель. Модель безбарьерной образовательной среды должна опираться не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение детей к познавательной деятельности, должна добиваться от детей не запоминания, а понимания, должна культивировать не конкуренцию, а сотрудничество, ставить в центр обучения не столько знания, умения, навыки, сколько развитие личности ребенка, и выводить его из состояния объекта в положение полноправного субъекта учебного процесса. Данным требованиям на сегодняшний день отвечает система интегрированного обучения на основе развивающих технологий, которая нацелена на то, чтобы перевести ученика в состояние субъекта учения, сделать его активным участником учебно-познавательного процесса, способного к самостоятельным умственным действиям осмысленного характера.
Список литературы:
1.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.
2.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
3.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
4.Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна,
тренер по обновленному содержанию образования
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области,
г.Тараз