Home » статьи » Новая компьютерная парадигма образования

Новая компьютерная парадигма образования

В современных условиях будущий специалист сталкивается с необходимостью восприятия и переработки информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, в том числе и с использованием компьютерной техники.

Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты — деятельность учителя и деятельность ученика. Следовательно, именно способ передачи/восприятия учебного содержания должен послужить основанием для классификации методов обучения.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

В свою очередь, под компьютерной технологией обучения будем понимать технологию, сочетающую классно-урочную форму организации учебной деятельности с использованием компьютера учителем для реализации различных целей (объяснение нового материала, проведение тестов или контрольных работ, выдача дополнительных инструкций и т.д.) и с учетом

необходимости развития индивидуальных и творческих качеств учащегося, его вовлечения в активную учебную деятельность, реализации принципов обратной связи.  А использование компьютерных технологии позволит устранить недостатки традиционной системы обучения с помощью возможностей, предоставляемых современными компьютерами и их программным наполнением.

К основным видам компьютерных информационных технологий относят компьютерные обучающие продукты (электронные учебники и др.), базы данных, электронные таблицы, текстовые редакторы и графические редакторы, Интернет и электронную почту, мультимедиа, гипертекстовые системы.

Для этого в системе непрерывного образования должны быть до конца реализованы основные идеи личностно-ориентированного обучения, так как учитывается личные качества (навыки владения компьютерной техники, предметная сфера деятельности и т.д.) каждого из обучающихся. Тем самым в  школе мы рассматриваем проблему подготовки выпускника не с предметной стороны (как совокупность учебных тем, часов и т.д.), а с позиции личности.

Психолого-педагогические аспекты такого взаимодействия, по нашему мнению, базируются на личностно-ориентированном подходе в образовании, когда ученик становится во главе процесса обучения, его активным субъектом, а учитель – компетентным консультантом и помощником, формирующим познавательную самостоятельность обучаемого. При этом традиционная парадигма образования “учитель – учебник – ученик” заменяется новой парадигмой “ученик – учебник – учитель”, отражающей гуманистические тенденции в педагогике и нарушающей главное условие традиционного образования – наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению.

Сведения могут представлять собой не только знания, но и информацию. Знания – проверенный практикой результат познания действительности, основная особенность которого – систематичность, непротиворечивость, объективность. Информация – сведения любого характера, иногда сомнительной достоверности. В их систематизации мы видим задачу самого обучающегося. Основным элементом учебного процесса становится не только знание, но и информация, а в качестве нового средства обучения выступает компьютер. В этих условиях с учетом информатизации образования возникает вопрос о взаимодействии традиционных и новых средств обучения.

Такой подход позволяет нам пересмотреть новую парадигму образования и прийти к ее усовершенствованной форме, при которой компьютер и учебник параллельно используются в учебном процессе (схема 1). Назовем эту парадигму – новой компьютерной парадигмой образования.

Схема 1

Преимущества такой парадигмы в том, что она успешно сочетает основное свойство учебника – доступность и основное свойство компьютера – высокое качество предъявления информации. Согласно ей ученик обращается в поисках учебной информации либо к компьютеру, либо к учебнику по своему желанию, т. е. при работе на компьютере он может использовать учебник, а при чтении учебника обращаться к компьютерной информации.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, то можно таким образом «разучить» его думать самостоятельно.

Я думаю  методически грамотное использование учителями информационных технологий и качественных компьютерных продуктов учебного назначения позволит повысить эффективность процесса обучения учащихся  и, следовательно, качество их знаний, а также является компонентой опережающего развития образования.

Список литературы:

  1. Боревский Л.Я. Методические основы обучающих компьютерных программ // Математика. 2002. — №31. — С. 14-17.

2.Кругликов С. Интернет для учителя // Математика. 2003. — №36. — С. 17-18.

Кругликов С. Компьютерная программа «Курс математики 2000» и новые возможности в учебном процессе // Математика. 2001. — № 33. — С.27-28.

  1. Матрос Ш.Д., Орловская В.В. Использование ЭВМ в ходе учебного процесса и его управления. Алма-Ата: Мехтеп, 1989.- 174 с.
  2. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев Н.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2000. — 354 с.

Ауэлбекова Г. У.,

эаместитель директора по воспитательной работе КГУ ОШ №102,

г. Алматы, Казахстан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*