Home » доклад » Новые подходы в обучении или развитие критического  мышления через диалог

Новые подходы в обучении или развитие критического  мышления через диалог

 

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс

Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире ставит перед людьми серьезные задачи. В мудрых словах предков отмечалось, «мы всегда преклоняемся перед прошлым, но стремимся к будущему». Сегодняшняя молодежь – это будущий мир.
Мир шагнул в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем перед учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Всё это обеспечивает диалоговое обучение как один из основных способов введения нового знания, который используется мною на уроках. В основе взаимодействия с классом на занятиях является сотрудничество: диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Обучившись на курсах по Кембриджской Программе я узнала о базовом материале, который дифференцирован на семь модулей.
Модули Программы:
1.Новые подходы в преподавании и обучении
2.Обучение критическому мышлению
3.Оценивание для обучения и оценивание обучения
4. Использование ИКТ в преподавании и обучении
5.Обучение талантливых и одаренных учеников
6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
7.Управление и лидерство
«Основная задача Программы — помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.
Чтобы улучшить качество образования на уроках русского языка, я особое внимание уделила модулю «Новые подходы в преподавании и обучении» и остановилась на «Обучении через диалог», которое помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» [Руководство для учителя, с117]. Обучение через диалог или учебный диалог – это своеобразная форма общения. Если в традиционной школе на уроках говорил больше учитель, то теперь основываясь на теорию по Кембриджской Программе монолог учителя изживает себя. Изменились приоритеты образования и теперь современный школьник не только должен иметь необходимые знания – умения — навыки, но и уметь их добывать самостоятельно. Он должен научиться организовать собственную учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно измениться: на смену монологу приходит диалог.
Результаты, научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию [Руководство для учителя стр. 144].
Будучи учителем русского языка, я осознаю важность диалога на уроках. Без диалога нельзя представить себе урок. Уже с начала урока идет диалог между учителем и учениками. Психологи уже давно пришли к выводу, что самая большая ценность в мире – это человеческое общение и иногда, чтобы вылечить больного, не нужно лекарств – достаточно лишь подобрать общество или слово. Сила слов, точность слов, их убедительность – основа хорошего урока. Урок нужно построить так, чтобы диалоговое обучение длилось от начала до конца урока. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию [Руководство для учителя, стр. 156]. Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и находить пути их решения.
Диалог наблюдается уже в начале урока, для его хорошей организации, я провожу тренинговые упражнения, чтобы сделать плавный переход от одного вида деятельности к другому, а также, добиться лучшего взаимопонимания при общении. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, я на своих уроках при использовании методов диалогического обучения пыталась сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. [Руководство для учителя, стр.145] «Обучение через диалог» нужно внедрять и прослеживать на каждом уроке, чтобы добиться хороших результатов.
Работая над данными методами по диалоговому обучению на уроке, я увидела результативность, потому что дети работают самостоятельно, затем оживленно обсуждают в группе, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение. Уникальность новой методики в том, что ученики на уроках делятся своими идеями, сравнивают знания, могут свободно общаться.
Я стараюсь построить уроки таким образом, чтобы ученики размышляли вслух, выдвигали идеи, рассуждали и обосновывали свою точку зрения. Из трех видов беседы, по Мерсеру, я отдала предпочтение исследовательскому типу беседы, при которой ученики решали общую проблему, задавали друг другу вопросы, обосновывали свои мысли и утверждения, отстаивали свои позиции.
Конечно, без труда учение не будет продуктивным. Иногда не все учащиеся принимают участие в уроке, отстают от других. К таким ученикам нужен особый подход. В этом мне помогают другие ученики. Они стараются привлечь их к работе в группах, например, что-нибудь раскрасить на постере, найти нужные слова в учебнике и словарях. В процессе работы я старалась часто обращать внимание на таких учеников, хвалить, поощрять, одобрять их. Этим я не изменила их в глубине души, но может быть пробудила интерес к обучению.
Хочу отметить, что будучи на практике во время курсов и внедряя раздел «Обучение через диалог» модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» это оправдало ожидаемые результаты. К концу исследования заметила, что учащиеся внимательнее читают теоретический материал, выискивая интересное и акцентируя внимание на самом важном. И ответы учащихся стали развернутыми и аргументированными. Повысилась степень понимания материала. Они научились рассуждать, творчески мыслить, приобрели уверенность в своих силах и способностях.
Как учитель русского языка и литературы на своих уроках я всегда ставлю цель: увидеть, разглядеть, не оставить без внимания все самое лучшее, тем самым стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, поэтому диалогическое обучение мне в этом очень помогает.
Я думаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся. В результате такого обучения, учащиеся старались высказать свои мнения, у них обогащался словарный запас, расширялся кругозор, поменялся взгляд и отношение к предмету. На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах. Такой подход в обучении во многом изменил и мои взгляды на ведение урока, составление вопросов, а самое главное, я научилась выслушивать мнение учеников, не перебивая их. Я думаю, что на этом не остановлюсь, а буду изучать новые стороны диалогического обучения.

Жармагамбетова Гульмира Атабековна

классная руководительница 5 «А»класса

 школа – лицей №3 им. С.Толыбекова, г. Кызылорда

 

Использованная литература:
1.Абакумова ИВ. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2003
2.Выготский Л.С. Мышление и речь М.: Педагогика, 1982
3.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета. www.cpm.kz,2012.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*