Сыни тұрғыдан оқытудың әдістерін дамыту химия пәнін оқытуда және оқыту үдерісінде қолдануда білім беру арқылы нәтижеге жету оқытудың тиімді әдістерінің дұрыс таңдалуына байланысты. Сонымен қатар оқушының жас ерекшелігі, бұған дейін алған дағдылары мен білімдері, ойлай қабілеттері ескерілу керек. Қазіргі таңда оқушыға білім беру жаңа, тиімділігі жағынан ұтымды , оқушыны шығармашылық ізденіске жетелейтін технологияларсыз мүмкін емес.
Развитие методов критического мышления обучающихся на уроках химии и применении в образовательном процессе результат обучения во многом зависит от оптимального выбора методов обучения, которые должны учитывать, как возрастные особенности учащихся, их предшествующий субъектный опыт, имеющиеся знания и умения, так и индивидуальные стили мышления. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.
The development of methodsof critical thinkingof studentsin chemistry classesand usein educationlearning outcomedepends onthe optimal choiceof teaching methods,which should be consideredasage-appropriatestudents, their
Subjectivepriorexperience,existing knowledgeand skills, and individual stylesof thinking.Modern educationalprocessis unthinkable without thesearch for new,more efficient technologies,to promotethe development of creativeabilities of students.
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация. Сегодня существенно возрастает роль учителей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. [1;123-125]. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении учеников является учитель. [1;123-125]
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Человеку с творческим складом ума легче сменить профессию, найти изюминку в любимом деле, увлечься работой и достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко. Но та же природа наделила каждого здорового ребенка возможностью развиваться. Все знания, полученные на курсах, я постаралась применить на своих уроках.
Я проводила уроки в 11 классах и «Классификация. Номенклатура». Ученики разработали правила работы в группе. С групповой и проектной работой этот класс уже знаком, но методы критического мышления я на уроках не применяла. Познакомившись с этим методом на курсах, я решила применить его на серии своих уроков. Основные признаки критического мышления, которые разработал Дэвид Клустер -… [2, с. 256].
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
- Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
В начале урока я применяю блиц опрос «Верите ли вы?» с односложным ответом «да» или «нет».
Например, верите ли вы, что
- СН3 — гомологическая разность;
- Метан образуется в результате разложения растительных остатков и животных организмов без доступа воздуха.
- Жидкие алканы содержатся в составе нефти.
- Парафины- (parumaffinitatis) — лишенные сродства, отражает исключительную неактивность этих углеводородов в реакциях.
- Cмесь метана с воздухом взрывоопасна (1:10), смесь метана с кислородом (1:2)-взрывоопасна.
- Сигнализаторы — специальные автоматические приборы, предупреждающие о накоплении метана, или мощные вентиляторы, выдувающие метан наружу.
- Сколько % СО содержится в составе выхлопных газов автомобилей?
- Конверсия метана- окисление его кислородом, парами воды и оксидом углерода (СО2).
Назначение этой части урока – создать «ситуацию успеха». Учащимся понятны вопросы, они знают на них ответы и активно включаются в работу. Ученики были очень активны. Место проведения фронтального эксперимента для меня не самоцель, оно направлено на мыслительные действия ученика. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать» открытие, толчок которому дает опыт. И мы подтверждаем утверждение, что «Критическое мышление есть мышление самостоятельное».
К числу умений, достигающих высокого уровня развития у учеников 11 класса психологи относят умения обобщать, устанавливать аналогии, осуществлять прогностическую деятельность и применять знания, полученные в процессе обучения. При изучении тем, связанных с получением и применением углеводородов ученики приводят примеры, факты тем самым развивают интерес к предмету и процессу познания.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. При изучении органической химии, ключевым словом является слово «Углеводороды». И на этом этапе очень уместно обратиться к таблице «Толстых» и «Тонких» вопросов, которая может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Что вы слышали из средств массовой информации о углеводородах? Как называется основной продукт углеводородов, который продается на АЗС, и т.д.
На уроках я стараюсь создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью, ассоциациями. Было дано задание как можно легче и быстрее запомнить номенклатуру органических соединений, используя учебник, интернет, богатое личное воображение. Ученики неординарно подошли к разрешению этой проблемы, например: «Метан» – газ, который встречается в шахтах, «Этан»–ассоциация с цифрой «2»; «я не хочу получать на уроках двойку, «пропан» — газ, который применяется для приготовления пищи в домашних условиях, топливо для автомашин; «пентан» — корень «пент» – «пять» -, я хочу на уроках получать «5»; «Пентагон» — самое крупное офисное здание — название Министерства обороны в США, в виде пятиугольника; гексан –«гекс» -«кекс» – шесть; «октан», «нонан», «декан» – ассоциация с тремя месяцами – октябрь, ноябрь, декабрь.С таким ассоциативным рядом ученики быстро выучили основу гомологических рядов всех углеводородов.
И на этом уроке все получили хорошие формативные оценки.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволит сделать процесс обучения более успешным и эффективным. Информация, полученная на курсах, продвинула меня на два шага вперед в использовании ИКТ для «извлечения, оценки, хранения, воспроизводства, представления и обмена информацией, а также ее передачи в совместной работе в сети Интернет».На уроках при закреплении химических свойств углеводородов я использовала сайт Высоким уровнем считается умение выявлять естественнонаучные аспекты в достаточно сложных жизненных ситуациях, связывать информацию из различных источников и использовать ее для объяснений и обоснований различных решений, строить аргументацию на основе критического, системного и комплексного анализа [2]. При этом важно параллельно иметь информационную грамотность. Вот её определение, выработанное международной ассоциацией школьных библиотек (IASL): умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена [3]. Ученики ищут информацию в интернете используя сотовые телефоны, и используют ее для создания флипчартов. При изучении предметов естественного цикла необходимо научить школьников методам работы с информацией, позволяющих преобразовать информацию в форму, удобную для дальнейшего использования: свертывание и развертывание информации в текстовых формах свертывание и развертывание информации в графических формах (схема, таблица, график, диаграмма, интеллект — карта, системный анализ)
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов)…. [3, с. 256].
Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания, работа с извлечением этого материала из памяти. В серии последовательных уроков ученикам выдаются листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал».
На уроке №1
Параметры | алканы | алкены | циклоалканы | алкины |
Определение | ||||
общая формула |
На уроке №2 этот же прием, но в таблицу включены еще два параметра, ученик легко справляются с первыми двумя заданиями, эту информацию берет из памяти
Параметры | алканы | алкены | циклоалканы | алкины |
Определение | ||||
общая формула | ||||
виды изомерии | ||||
первый представитель гомологического ряда |
|
На уроке №3 та же таблица, но на два параметра больше
Параметры | алканы | алкены | циклоалканы | алкины |
Определение | ||||
общая формула | ||||
виды изомерии | ||||
первый представитель гомологического ряда | ||||
Применение | ||||
Получение |
После заполнения таблиц на каждом уроке обязательно проводить взаимопроверку. Каждый ученик проводит самоанализ, работу над ошибками. И на обобщающем уроке, великолепно справляются с аналогичными заданиями.
Очень эффективна групповая работа изучения материала.
Одной из важных частей урока является рефлексия. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи фазы рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
На уроках при изучении химических свойств я часто использую алгоритмы. На стадии рефлексии даю задания, используя алгоритм напишите уравнение реакции:
CxHy + O2 = CO2 + H2O
| Реакция гидрирования + Н2= (приведите примеры) | реакция галогенирования (приведите примеры) | |
C3H6+O2= | CnH2n+ H2= | CnH2n+ Сl2= | |
C3H8+O2= | CnH2n-2+ H2= | CnH2n-2+ Cl2= | |
C3H4+O2= | |||
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном видении, выражая это собственными словами (такое понимание носит долгосрочный характер), не забывая лейтмотив уроков — «Научи сам, научи другого». Рефлексию можно проводить в устной и в письменной форме. Самым продуктивным для учителя являются высказывания учеников — «Наконец я понял, что Изомеры это…», «Чем отличаются реакции гидрирования от реакций дегидрирования» и т. д. Применяя на уроке различные современные педагогические технологии я обнаружила, что учащиеся становятся более активными на уроке, проявляют интерес к предмету, повышается качество знаний, способствует самоорганизации и самореализации учащегося. Современный ребенок много знает. Но сейчас нужны не столько сами знания. Сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей лежат порой как вещи в плохом складе- навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо создать условия, при которых учащиеся почувствуют возможности их творческого использования. Школьные уроки химии должны оставить ощутимый след в жизни каждого, потому что химическая безграмотность человека опасна и для него самого, и для окружающих. процессе преподавания своего предмета я столкнулась с проблемой необходимости введения в школьный урок каких-то новых особых структур, изменений, которые помогли бы учащимся раскрыться на уроке, заинтересовать их, и тем самым повысить качество знаний. Поэтому свою главную задачу я вижу в такой организации процесса обучения, чтобы познание происходило в ходе увлекательной самостоятельной деятельности учащихся с выходом на практический результат. Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся, трудно добиться высокого качества в учебе учащихся. Это проблема. Решить эту проблему необходимо своевременно и правильно, нельзя забывать, что у меня за партами сидят учащиеся самого сложного школьного возраста (8 – 11 классы). Если обратиться к школьной программе, требованиям, которые учащиеся должны усвоить, то обнаруживается и огромное теоретическое пространство, и множество практических работ, требующих конкретных знаний для их осуществления, и решение всех типов задач, предусмотренным стандартом образования (на решение которых практически не отпускается должного количества часов), и написание самых различных уравнений реакций от простых до довольно сложных (окислительно-восстановительных, гидролиз -11кл.) Вот и получается, что предмет химии в школьном курсе оказывается очень трудным для усвоения учащимися. Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому, что непонятно. А вот если на первое место поставить — интерес, то тогда можно перебороть трудности. И это действительно случается! Изучая производство химических продуктов, при изучении строения атома, типов химических связей, механизмов химических реакций и т.д. Я использую программы “1С: Репетитор. Химия”, «Собери молекулу», BilimLandkz и др. Использование перечисленных выше программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства: значительный объем материала, охватывает различные разделы курса школьной химии, улучшается наглядность подачи материала за счет звука, цвета и движения, наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья, ускорение на 10-15 % темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей. Учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал. Кто хочет учиться, не должен бояться неудач. Кто хочет учить, должен помнить: главное – не навредить. Задача учителя — помочь ученикам найти свое предназначение в жизни. Считаю, что основная идея педагогики — это сочувствие к детям, способность радоваться за них. Сознание, что каждый ребенок может быть успешным! Учитель обязан развивать то, что заложено в человеке природой. Столкнувшись с детской ленью, с нежеланием учиться, преодолевать трудности, я ищу такие способы, чтобы достучаться до каждого ученика. Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного (вчера не понимал – сегодня понял, вчера не умел – сегодня научился) – вот в чем радость! Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Надо уважать его мнение, но обязательно показывать, в чем он не прав. Я выбрала свою профессию по велению сердца. Я продолжаю династию учителей. Моя мама — Агибаева Ж. С.-Заслуженный Учитель СССР, Заслуженный учитель Казахстана, Отличник народного просвещения. Все больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы». Желание соединить любовь к творчеству с любовью к детям стало основой моего педагогического кредо. Вместе с учениками вновь и вновь учусь любить, быть терпимой и терпеливой, преодолевать себя, постигать простые истины жизни. Всех моих учеников объединяет одно качество – это талант, поэтому моя задача заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты.
Мне очень близки слова В.А. Сухомлинского «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». Поэтому ищу, пробую, экспериментирую. Хочу, чтобы каждый урок отличался от предыдущего.
ЛИТЕРАТУРА
- Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.)
- Руководство для учителя стр. 165-172. (Третий базовый уровень) Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан
- Райсханова Г.С.Интернет -сайт «Образование в Казахстане «От А до Я» статья
«Продуктивное обучение при подготовке к ЕНТ», 2009
Мендыбаева А.Т.,
учитель химии, СШ №37,
г. Астана