Home » Учебно-методические материалы » Новый взгляд на профессиональное развитие педагога в сфере образования

Новый взгляд на профессиональное развитие педагога в сфере образования

Новая система образования в Казахстане сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Для этого сегодня просто необходим педагог новой формации, который имеет новый взгляд на свое профессиональное развитие. Важно, чтобы учитель сам понимал суть и смысл модернизации образования.

В настоящее время осуществляется переподготовка и повышение квалификации педагогов с учетом компетентностно-ориентированного содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания. Хорошим доказательством тому является учебная программа Кембриджского университета, принятая шестью развитыми мировыми странами, в том числе и Казахстаном. К сожалению, я еще не прошла эти уровневые курсы, но с идеями семи модулей программы имела возможность ознакомиться на семинарах, коучингах, мастер-классах, проводимых учителями нашей школы, прошедших 1-3 уровни, и уже сегодня пытаюсь частично реализовать их на своих уроках.

Цель нынешней системы образования – подготовка конкурентоспособного специалиста. Школа – это обучающая среда. Особая заслуга в творчестве учителя, находящегося постоянно в поиске, – модернизация учебного процесса, умение найти ключ к сердцам учеников, которых следует заинтересовать своим предметом. Заслужить высокое звание учителя, уважать и ценить это звание, высоко чтить его – долг каждого преподавателя. Это человек, который безмерно любит свою профессию, свой предмет, всех своих учеников, школу. И работая учителем, я поняла, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать. Нужно избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания. Учитель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии. Учителю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем. И чтобы соответствовать современным требованиям педагог должен быть: активным; способным к изменениям – чтобы успевать за быстро меняющимся миром, внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на и детей; компетентным – стремящимся к повышению самообразования. Современный учитель – это профессионал, умеющий решать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Видеть ребенка в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Современный педагог – это человек, сочетающий в себе и психолога, и артиста, и друга. Современный педагог – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Данная программа основана на конструктивистских теориях. Цель конструктивистского преподавания заключается в глубоком развитии понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Основное содержание программы направлено на сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, — становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в инновационных технологиях.

Перенимая опыт коллег, практически все уроки начинаю с создания благоприятного климата, атмосферы сотрудничества и доверия, используя следующие приемы: «Рукопожатие», «Пожелания», «Хочу познакомить вас…»

На всех этапах урока я использую разнообразные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты – молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

Например, для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображения разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.

При изучении темы «Правописание падежных окончаний имен существительных» используются загадки как материал для лексического разбора, морфемного и словообразовательного.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился.

(Сахар)

Сидит на ложке, свесив ножки.

(Лапша)

Изучая «Имя существительное» и «Имя прилагательное», провожу выборочные диктанты с использованием карточек. При чтении текста ребята выписывают словосочетания, соответствующие схеме «существительные + прилагательное», затем один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж и склонение существительных, суффиксы прилагательных.

С целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса активно применяю на уроках диалогический подход. Через диалог учащиеся выражают согласие/несогласие и несовпадение мнений.

Занимательны различные грамматические игры. Так в «Четвертом лишнем» среди названных слов надо найти «лишнее» существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Это задание можно усложнить, предложив учащимся составить предложения, текст с этими словами, найти их в этимологическом словаре. Таким образом, развивается устная и письменная речь, формируются навыки работы со словарем.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку, делает его более интересным.

Разнообразные формы и методы работы на уроках русского языка дают возможность привить учащимся любовь к предмету и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.

Применяю в своей практике упражнения на сравнение, ассоциации,  восприятие. Обучение через стратегию критического мышления позволило выработать навыки наблюдения, анализа, вывода и интерпретации.

Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой — организует работу учащегося и учителя. Так как компьютер является незаменимым помощником он обеспечивает, доступ к Интернет-ресурсам, выполняя функции источника информации, наглядного пособия.

Использование интерактивной доски дает мне возможность превратить материал учебника в информацию в виде ряда картинок, таблиц, схем, сопровождаемых текстом, музыкой.

При планировании уроков учитываю возрастные особенности и индивидуальные возможности учащихся, разнообразные формы оценивания.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно — познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

 

Список литературы

1   Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. /edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.

2   Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. О проблемах содержания и качества школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — № 4. — С. 22.

3   Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях // Вопросы образования. — 2009. — № 4. — С. 257-272.

4   Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под ред. Л.И. Семеновой. — М.: «БонФИ», 2002. — 408 с.

5   ГудлэдаД. Вот что называется школой. — М.: Просвещение, 2008. — 256 с.

6    Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с.

7   Муханбетжанова А.М. Қазақстан Республикасында 12 жылдық жалпы орта білім беру: ізденістері мен проблемала- ры / Вопросы развития исторической науки и образования в Западном Казахстане: поиски и проблемы: Материалы респ. науч.-практ. конф. — Уральск: РИО ЗКГУ им.М.Утемисова, 2007. — С. 27-32.

8     Муханбетжанова А.М. Построение нового содержания образования для уровня начального образования // Школа- вуз-школа: проблемы качества и перспективы сотрудничества: Материалы обл. науч.-практ. конф. — Уральск: РИО ЗКГУ им.М.Утемисова, 2008. — С. 131, 132.

9    Муханбетжанова А.М., Бахишева С.М. и др. Теория, технология и методика компетентностно-ориентированного обра­зования // Мануал семинара-тренинга. — Уральск: ЗКО ИПКиПК, 2010. — 85 с

 

Бижанова Айымкул Бисенбаевна,

Школа –лицей№41 им.А.С. Макаренко,

г. Шымкент, ЮКО

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*