Home » Гуманитарный цикл » Н. А. Назарбаев « Слово о Независимости». Повторение «Синтаксис простого предложения»

Н. А. Назарбаев « Слово о Независимости». Повторение «Синтаксис простого предложения»

Урок русского языка в 9 классе.

Цель:  обобщить и систематизировать знания о синтаксической конструкции простого предложения; умение  различать предложения по структуре: по составу главных членов (двусоставное, односоставное), по наличию второстепенных членов (распр., нераспр.), по полноте состава (полное, неполное), осложненное; формировать  пунктуационные навыки; закрепить умения выполнять полный синтаксический разбор;

развивать познавательную деятельность, внимание, сосредоточенность, умения выражать свои мысли лаконично и эмоционально;

содействовать воспитанию трудолюбия, дружбы, гражданственности, патриотизма, чувства взаимопомощи.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

1.Организационное начало урока. Положительный настрой на урок.

Психологический настрой на восприятие материала

— Эпиграфом к уроку я взяла замечательные строки Абая:

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье — светоч сердец.

Хочу пожелать вам, ребята, не уставать учиться, быть любознательными, совершенствовать свои знания и навыки, унести с этого урока хорошее настроение к окружающим. Улыбнитесь, пожелайте себе и друг другу только хорошее. Девиз сегодняшнего урока: «Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли».

Оценивать вы себя будете  самостоятельно. На поля ставите баллы по каждому этапу урока: 3 балла — знаю материал на 100%; 2балла-на 80%; 1балл –на 50%.

  1. Актуализация.

Слово о Независимости.  Выборочная работа

— Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о Независимости Казахстана.

Независимость — непоколебимая решимость каждого гражданина до последней  капли крови защищать Казахстан, как завещали нам наши героические предки.

-О чем это предложение? Как вы поняли мысль Президента? (Одно из определений независимости, выстраданных мыслей Президента, в ней идет речь о необходимости быть патриотом своей страны)

-Найдите в последней части выступления другое важное определение счастливой страны: (В XXI веке только та страна заживет счастливо, которая будет сильна единством, радостна своим трудом, дружна  своими людьми)

-Что он  считает главным для  счастливой страны? (дружба народов, толерантность, трудолюбие)

-Итак, мы обозначили лексическую тему урока, а языковая тема связана с синтаксисом.

Поделитесь своими знаниями о простом предложении с соседом по парте.

Задание: на центральном постере определить знания о простом предложении.

Определите тему урока (Тире в неполном предложении). Синтаксический разбор простого предложения.

Работа по 2 абзацу текста (чтение)

О чем говорится в этом отрывке?

Запись предложений:

Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости!

Выполните синтаксический разбор предложения.

(простое, побудительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное однородными сказуемыми).

Он воплощается в каждом младенце, родившемся на свет под ясным и солнечным казахстанским небом.

(простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным определением).

Оцените свои знания.

  1. Формирование новых понятий.

Он – в каждом гражданине страны и каждой казахстанской семье, каждом новом построенном доме, каждом городе, ауле и селе.

Расскажите о синтаксической конструкции этого предложения.

Предложение неполное. Неполными называют предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).  Вместо пропуска в таких предложениях ставится тире. В этом предложении пропущено сказуемое.

Деление на группы (с помощью слов НЕЗАВИСИМОСТЬ, РЕСПУБЛИКА, КАЗАХСТАН)

Казахстан развивается в приоритетных сферах: экономика, международное сотрудничество, социальная сфера.

В современном мире совершается информационный взрыв. В различных областях производства и науки знания обновляются: многое устаревает, становится ненужным.

Что же необходимо делать в этих условиях, чтобы не отстать от передовых знаний?

Нужно постоянно добывать новые знания, не останавливаться, не забывать, что многого мы еще не знаем.

Составление кластера

1 группа — Проект экономического развития Казахстана до 2050 г.

2 группа — Проект развития международных отношений Казахстана с другими странами

3 группа — Проект развития социальной сферы города Актобе.

Презентация кластеров.

Оценка за деятельность в группе, учитывая:

Я предлагал идеи (1б)

Я воплощал идеи на постере (1б)

Я участвовал в защите постера (1б)

  1. Применение.

Работа у доски.

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.  Максим Горький

Записать.

Объясните значение  слов Горького.

Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

Послание Н.А. Назарбаева народу Казахстана (читать).

«Мы будущее Казахстана!»,  под таким заголовком написать обращение к каждому гражданину Казахстана, дойти до каждого сердца казахстанца.

Составить простые предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами.

Оцените свои знания.

Подсчитайте баллы: 9-«5», 8-6 – «4», 5-3 –«3».

5.Домашнее задание, инструктаж.

Эссе на тему  «Слово о Независимости Казахстана»

  1. Итог урока. Оценка за работу на уроке

Рефлексия

(На стикерах: голубые, желтые)

Какое впечатление произвел на вас урок?

-Какие новые мысли и чувства у вас появились?

-Заметили ли вы свои успехи?

Желтый стикер – эмоции

Голубой стикер – ваши знания, которые вы обобщили и закрепили сегодня.

-Если всесторонне рассмотреть тему сегодняшнего урока, то в будущем хочется увидеть каждого из вас с четкой гражданской позицией, стремление прославить нашу страну на мировой арене, и,  конечно же,  не забывать о своих знаниях русского  языка.

Компанцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

 КГУ «Гимназия №132»

 города Алматы

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*