Основной целью обучения русскому языку является формирование коммуникативной компетенции. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути речью не являются. Каждый из видов речевой деятельности, говорение или письмо, которые создает учащийся, должны быть самостоятельным неповторимым продуктом. А на практике чаще всего мы встречаемся с ситуацией, когда ответы учеников по изучаемой теме похожи как близнецы.
Это говорит о необходимости формирования умений построить общение так, чтобы добиться поставленной цели, владеть различными приемами получения и передачи информации. Формирование коммуникативной компетенции невозможно осуществить в отрыве от речевых функций, которые определяют как стратегию общения, так и отбор языковых средств для решения задач общения.
Анализ психолого-педагогической литературы и личный педагогический опыт позволяют утверждать, что при изучении второго языка эффективны активные методы обучения, под которыми мы понимаем формы и методы, которые активизируют умственную и самостоятельную работу учащихся, поддерживают внимание и интерес к предмету, развивают речь. [1]
Нельзя выделить один или два способа, которые приведут к быстрым положительным результатам. В своей статье я остановлюсь на некоторых заданиях, которые учителя могут использовать на уроках для развития устной речи учащихся. Эти задания позволят оценивать способности учащихся выражать свое мнение, развивать идеи, демонстрировать знания национального современного общества и культурного наследия своего народа [2, 18с].
При оценивании устной речи учащихся эффективным приемом является использование карточек-подсказок, составленных по пройденным темам. Эти карточки окажут хорошую подсказку во время презентации (говорения). Карточки должны быть составлены по следующей структуре:
- Тема;
- Простой вопрос, который сфокусирован на основном аспекте темы;
- Вопросы (пункты) для размышления, которые представляют четыре ключевых момента темы.
Пример 1: Тема: Искусство Все ли должны изучать искусство? Вопросы для размышления: · Отдельный человек · Общество · Выводы · Преимущества и недостатки | Пример 2: Тема: Туризм Является ли туризм проблемой для вашей страны или, наоборот, помогает решить некоторые вопросы? Вопросы для размышления: · Возможности трудоустройства · Ущерб природной среде · Культурные вопросы · Экономические преимущества |
Далее учитель может задавать ученику вопросы, связанные с тем, что он сказал, и направленные на расширение и дополнение темы. Например, Вы сказали, что туризм может помочь людям из разных стран лучше понимать друг друга. Как это происходит? Кроме того, важно задавать вопросы для того, чтобы выяснить личное мнение учащегося по данной теме. Например, Вы хотели бы работать в туристическом бизнесе? Почему? или как вы думаете, насколько туризм важен для вашей страны? [2, 19-20с].
Очень важно, чтобы карточки охватывали все изученные в течение учебного года темы.
Для развития навыка говорения необходимо подбирать материалы, стимулирующие коммуникацию, дающие пищу для выражения собственного мнения, отношения, взглядов, мыслей. Как раз с такой целью — совершенствование коммуникативной компетенции учащихся в области говорения – издала свое пособие «Ваше мнение. Русский язык как иностранный» Старовойтова И.А. Материал пособия организован на коммуникативно-функциональной основе, а темы сгруппированы по их социальной значимости, начиная с вопросов, актуальных для отдельного индивида, затем семьи, общества и заканчивая глобальными проблемами. Задания скомпонованы в следующем порядке:
- Прочитайте текст
- Что это значит?
- Ответьте на вопросы по тексту
- Ваше мнение
- Разные мнения
- К вашему сведению
Тексты взяты из средств массовой информации и являются материалом, на котором проводится работа по развитию речевых умений учащихся.
Задания рассчитаны на работу учащегося и направлены на развитие языковой компетенции, способствуют развитию монологической и диалогической речи в ситуациях, связанных с высказыванием собственного мнения, оценкой, рассуждением, аргументацией. Материал пособия можно использовать для проведения ролевых игр, когда учащимся предлагается занять позицию того или иного участника дискуссии и расширить аргументацию точки зрения по обсуждаемой проблеме [3, 9-10с].
В качестве примера выбрала из пособия текст «Иностранные языки», к которому предлагаются задания:
- Прочитайте текст
- Что это значит?
— продвинутый (друг); (владеть) каким попало (языком); круче знать немецкий; сойдет!
- Ответьте на вопросы по тексту
— О чем говорили ребята после просмотра фильма?
— Какой фильм посмотрели дети?
— Какие языки стоит учить и почему?
— Стоит ли изучать восточные языки?
- Ваше мнение
— Почему люди изучают иностранные языки?
— Какие языки чаще всего изучаются?
— Есть ли мода на изучение языков?
— Специалисты со знаниями каких языков всегда востребованы?
— Будет ли русский язык языком №1 в мире?
— Всем ли нужно знать иностранные языки?
— Кому обязательно нужно владеть иностранными языками?
— Что значит «свободное владение языком»?
- Разные мнения
В условиях глобализации экономики, теснейшего переплетения информационных потоков язык превращается в основной производственный фактор. Он становится универсальным средством профессиональной, производственной жизни и без него просто нельзя обойтись. Сейчас невозможно говорить об овладении навыками специальности, не зная, прежде всего, английского языка. Специалист без языка – это не квалифицированный специалист, даже если он будет обладать техническими знаниями, знать дисциплины учебного плана.
Список литературы:
- http://tsyganova.74325s017.edusite.ru/p13aa1.html
- Руководство для разработчика тестов по предмету «Русский язык как второй» 11 класс, Cambridge International Examination, 2013г.
- Ваше мнение. Учебное пособие по разговорной практике. Старовойтова И.А. (Русский язык как иностранный). – М.: ФЛИНТА, 2014.
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна,
старший преподаватель кафедры
«ИТиМПЕ(Н)Д» « АО «НЦПК Өрлеу» институт повышения квалификации
педагогических работников по Жамбылской области