Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление — это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а ра-зумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.
Технология КМ позволяет решать задачи:
— образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
— культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;
— информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
— социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Чтобы наглядно увидеть разницу между обычным мышлением и критическим, обратимся к рассказу В. Осеевой «Синие листья». Вроде бы все в рассказе ясно – речь идет о жадности, о некотором роде вредности. Вместе с автором (и с героем рассказа – учителем) мы с чувством справедливости осуждаем поведение школьницы – владелицы карандаша. Нас к этому прямо подводит сюжет.
Если в классе и найдется ученик, который будет задавать критические вопросы: «А что – больше ни у кого не было зеленого карандаша?» или «А почему синие листья – это плохо?», то ему ответят что-то вроде: «Ну, ты разводишь демагогию!», «Ты слишком фиксируешься на деталях, а не видишь главного…»
А между тем, внимательный, критичный настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые не сразу видны. Девочка попросила карандаш в достаточно невежливой форме (без волшебного слова «пожалуйста»), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением.
Ситуация, описанная в рассказе, действительно максимально упрощена до трех активных и одного пассивного персонажа (брата), что исключает возможность рассмотрения других вариантов решения проблемы (попросить у других и так далее).
Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться, о том, что негативные цели, как бы праведно они не выглядели, не приводят к позитивному результату: учитель ведь тоже не решил проблему, хотя последнее слово и осталось за ним.
Как правило, педагог, работая с сюжетным текстом, больше сосредоточен на развитии у детей умения пересказать текст своими словами, выделить главную мысль (причем одну) и ответить на вопрос: «О чем собственно текст?».
Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему проблема, поднятая в рассказе, касалась именно девочек, а не мальчиков или кого-то другого?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?». Опыт использования технологии КМ показывает, что при определенных условиях дети уже второго класса вполне могут проявлять критическое мышление.
Особенности концептуала
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Особенности организации
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая: синтез идей и методов русских отечественных технологий: коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества, развивающее обучение.
Роль учителя, в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Технологический аспект
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первая стадия — «вызов». Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
— актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
— побудить ученика к активной работе на уроке и дома
На данном этапе определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Стадия позволяет ученику:
— получить новую информацию;
— осмыслить ее;
— соотнести с уже имеющимися знаниями
Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии «вызова». В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.
Третья стадия — «рефликсия» — размышления.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
— целостное осмысление, обобщение полученной информации;
— присвоение нового знания, новой информации учеником;
— формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
Значение стадии «рефлексия» — происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Необходим живой обмен идеями. Выражение информации своими словами (в письменной или устной форме) позволяет лучше понять и принять ее.
Если посмотреть на три описанные стадии с точки зрение традиционного урока, то очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном урок – это закрепление материала, проверка
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Их достаточно много, с отдельными методическими приемами вы познакомитесь в процессе открытых уроков и педагогического практикума.
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна,
старший преподаватель кафедры
«ИТиМПЕ(Н)Д» «АО «НЦПК Өрлеу»
институт повышения квалификации
педагогических работников
по Жамбылской области»