Home » статьи » Одаренные дети

Одаренные дети

Одной  из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. В основе школ лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование  в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и   формированию  всесторонней личности, готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы благоприятные  условия и творческая атмосфера  для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться   ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе  есть ученики, различные по способностям: слабые, средние  и способные.

        Способный (Одаренный) ребенок, какой он?

Обладает:

  • отличной памятью,
  • высоким уровнем мышления и интеллекта,
  • хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором

Отличается любознательностью и наблюдательностью

Способен  сосредоточиться на нескольких видах деятельности

Быстро схватывает новый материал

Самостоятельно достигает поставленной цели

Легко усваивает  учебный материал и обладает коммуникативными умениями

Выполняет задания повышенной трудности

Умеет искать, анализировать, обобщать

Отличается:

  • неприязнью к традиционным методам обучения,
  • стремлением к лидерству,
  • повышенным требованием к себе и окружающим,
  • стремлением к совершенству во всем,
  • нетерпимостью.

Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что  эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной  деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Основные подходы в работе с одаренными детьми:

  • ускорение,
  • углубление,
  • обогащение,
  • проблематизация,
  • повышение уровня сложности заданий.

Я — учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:

  • технология коммуникативного обучения
  • здоровье сберегающая технология
  • проектные и  информационно – коммуникативные технологии
  • игровая технология
  • технология критического мышления

Проектные и информационно-коммуникативные  технологии

  1. делают процесс обучения интересным;
  2. расширяют познания за пределы темы;
  3. придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
  4. учащиеся становятся творческими исследователями;
  5. получают удовлетворение от работы.

Ролевые игры

  1. Активизируют творческий процесс на уроке.
  2. Включают элементы драматизации.
  3. Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
  4. Предполагают неформальное общение.

                       Дифференцированный подход

  • Способным   детям  недостает темпа продвижения,  сложности и оригинальности заданий.
  • Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или смотря, что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя — осуществляется дифференцированный подход.Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику-15. Если задание для всех ответить на вопросы, то одаренному — ответить и объяснить, почему он так думает; если задание- пересказать  текст, то одаренному- проанализировать поступки героев, сделать выводы. Какие же творческие задания можно предложить таким ученикам?
  • Придумать загадку;
  • Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
  • Написать  сочинение или рассказ
  • Перевести на русский язык стихотворение, песню.
  • Составить quiz по заданной теме.
  • Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.
  • Драматизировать диалог, сказку.

 Интеллектуальному развитию одаренных школьников , расширению  лингвистического ,филологического и общего кругозора способствуют

межпредметные связи  с      

  • казахским или русским языком и литературой
  • биологией и экологией
  • историей, географией
  • физикой, химией, математикой

Например, можно разделить класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются литературой, я предлагаю поработать над литературным текстом, а те, кто интересуются экологией или историей изучают материал на эти темы.

Для учеников с высокой познавательной мотивацией я  также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:

  • Grammar way
  • Link
  • Blockbuster
  • Enterprise
  • Click on

С одаренными детьми  также необходимо проводить индивидуальную работу.  Я считаю, своей основной  задачей — на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития  их способностей.  Для таких детей я  постоянно провожу консультации.

Внеурочная работа по предмету

Основной целью внеурочной деятельности на кафедре иностранных языков является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению языка.

Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя иностранных языков

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады

                                           Олимпиады.

Я считаю, что олимпиады способствуют:

  • выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития  их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
  • расширению образовательной информационной среды для укрепления       личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки,  расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.

  • Доступность и массовостьКаждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде. (на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах)даже с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
  • Укреплениеинтереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
  • Поощрения.Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов  для портфолио)
  • Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.

                    Неделя иностранных языков в школе.

В рамках недели иностранных языков  можно проводить различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление, поддержку и развитие одаренных учащихся.

— Фонетические конкурсы.

— Конкурсы переводов.

— Викторины. Праздники.

— Конкурс проектов

— Интеллектуальный марафон.

— Путешествие по англо и немецко-говорящим странам

— Выставки поделок, газет, рисунков

Активно участвующих учеников во всех мероприятиях, будут получать дипломы и благодарности. Даже если ребенок не силен например, в говорении может проявить себя в творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англо-говорящих странах.

Портфолио школьника

Ученики по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.

Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык.

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении своей работы учитель, должен пытаться  достичь этого.

 Уалиева Айнур,

ПМПУ тарих және филология

факультетінің студенті

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*