Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. В основе школ лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и формированию всесторонней личности, готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Способный (Одаренный) ребенок, какой он?
Обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью и хорошим произношением
- большим словарным запасом.
- широким кругозором
Отличается любознательностью и наблюдательностью
Способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
Быстро схватывает новый материал
Самостоятельно достигает поставленной цели
Легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
Выполняет задания повышенной трудности
Умеет искать, анализировать, обобщать
Отличается:
- неприязнью к традиционным методам обучения,
- стремлением к лидерству,
- повышенным требованием к себе и окружающим,
- стремлением к совершенству во всем,
- нетерпимостью.
Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
- ускорение,
- углубление,
- обогащение,
- проблематизация,
- повышение уровня сложности заданий.
Я — учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:
- технология коммуникативного обучения
- здоровье сберегающая технология
- проектные и информационно – коммуникативные технологии
- игровая технология
- технология критического мышления
Проектные и информационно-коммуникативные технологии
- делают процесс обучения интересным;
- расширяют познания за пределы темы;
- придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
- учащиеся становятся творческими исследователями;
- получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры
- Активизируют творческий процесс на уроке.
- Включают элементы драматизации.
- Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
- Предполагают неформальное общение.
Дифференцированный подход
- Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий.
- Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или смотря, что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя — осуществляется дифференцированный подход.Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику-15. Если задание для всех ответить на вопросы, то одаренному — ответить и объяснить, почему он так думает; если задание- пересказать текст, то одаренному- проанализировать поступки героев, сделать выводы. Какие же творческие задания можно предложить таким ученикам?
- Придумать загадку;
- Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
- Написать сочинение или рассказ
- Перевести на русский язык стихотворение, песню.
- Составить quiz по заданной теме.
- Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.
- Драматизировать диалог, сказку.
Интеллектуальному развитию одаренных школьников , расширению лингвистического ,филологического и общего кругозора способствуют
межпредметные связи с
- казахским или русским языком и литературой
- биологией и экологией
- историей, географией
- физикой, химией, математикой
Например, можно разделить класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются литературой, я предлагаю поработать над литературным текстом, а те, кто интересуются экологией или историей изучают материал на эти темы.
Для учеников с высокой познавательной мотивацией я также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:
- Grammar way
- Link
- Blockbuster
- Enterprise
- Click on
С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу. Я считаю, своей основной задачей — на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей я постоянно провожу консультации.
Внеурочная работа по предмету
Основной целью внеурочной деятельности на кафедре иностранных языков является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению языка.
Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя иностранных языков
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады
Олимпиады.
Я считаю, что олимпиады способствуют:
- выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
- расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.
- Доступность и массовостьКаждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде. (на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах)даже с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
- Укреплениеинтереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
- Поощрения.Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для портфолио)
- Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.
Неделя иностранных языков в школе.
В рамках недели иностранных языков можно проводить различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление, поддержку и развитие одаренных учащихся.
— Фонетические конкурсы.
— Конкурсы переводов.
— Викторины. Праздники.
— Конкурс проектов
— Интеллектуальный марафон.
— Путешествие по англо и немецко-говорящим странам
— Выставки поделок, газет, рисунков
Активно участвующих учеников во всех мероприятиях, будут получать дипломы и благодарности. Даже если ребенок не силен например, в говорении может проявить себя в творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англо-говорящих странах.
Портфолио школьника
Ученики по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.
Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении своей работы учитель, должен пытаться достичь этого.
Уалиева Айнур,
ПМПУ тарих және филология
факультетінің студенті