Талант-как птица с робкими крылами.
Но поддержи, подкинь его слегка-
И вот, он, взмыв, уже кружит над вами
А вслед за тем орлиными кругами
Уходит в синеву за облака…
(Э.Асадов)
Что такое одаренные дети? Это дети,с раннего возраста отличающиеся высоким уровнем способности к самообучению и потому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной образовательной среды. Это говорит о том, что с такими детьми вы, сами, должны быть «на голову выше самого себя», давать им по их запросам: больше, сложнее, глубже. Эти дети отличаются повышенной познавательной потребностью, которая проявляется высокой любознательностью, это «почемучки» на вопрос которых вы обязаны ответить понятно, с научной обоснованностью, и обязательно донести информацию так исчерпывающе, что ребенку,с его милой непосредственностью, захотелось бы узнать еще больше. Вы обязаны быть астрономом, полиглотом, «умейкой» во всех областях его интересов.
Это дети с творческой самостоятельной активностью, они чрезвычайно увлечены каким либо явлением, событием, действием, занятием. У них высокая требовательность к результатам своего труда в различных видах деятельности: практической, коммуникативной, художественно-эстетической, духовно-ценностной, на все есть нестандартные ответы, вопросы и результаты. Это дети- маленькие светящиеся звездочки, которым нужно помочь гореть ярче и ярче. Где? А повсюду! С воодушевлением прочесть стих на экскурсии, научить справиться с оригами, рассказать о бюсте поэта, что видели в парке, помочь смешать краски на палитре. И обязательно научить большему, ведь если вы не будете «соответствовать его запросам», Вы, не будете интересны маленькой одаренной личности, потому, что он не сумеет черпать из вас знания, умения, все, чем живет. Что двигает вперед его разносторонне развитие. Будет потеряна нить или глубина общения, сникнет интерес, вы просто потеряете ребенка, загасите искру одаренности, что была заложена не вами, но вам было доверена. Сопровождение развития одаренных детей должно быть компетентным, своевременным и неравнодушным, где педагог сам должен гореть и вести за собой, передавая все свои знания и умения, одновременно охватывая в своей деятельности все пять направлений.
В коммуникативной деятельности мы развиваем в ребенке лидерские наклонности. Это умение самостоятельно организовать или продолжить начатую педагогом игру, это умение создать свой маленький коллектив хотя бы не надолго, на время игровой деятельности образовать в нем свой внутренний мир, правила и интересы.
Для развития художественно-эстетической одаренности включаем развитие хореографических, сценических, изобразительных или музыкальных способностей ребенка в художественных и музыкальных кружках, в индивидуальных занятиях, вовлекаем в проекты различной длительности, сложности и тематики.
В практической деятельности развиваем одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренности.
Для развития вложенной природой одаренности нужны благоприятные условия обеспечивающие определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка, ведь одаренность может развиваться лишь в том случае если резервы способностей ребенка позволят компенсировать недостающие компоненты необходимые для успешной реализации деятельности. Педагог должен стимулировать ребенка, направлять, воспитывать и развивать самодисциплину, умение ставить перед собой задачи повышенной сложности и конечно сопровождать пути реализации поставленной проблемы. Ведь ребенку желающему преуспеть в развитии своего дарования необходимо готовить себя к упорному труду,дефицит талантов объясняется не оскудением человеческой природы, а отсутствием сильных натур способных проявить волю,упорство. Все эти качества воспитываются уже в дошкольном возрасте. Сопровождение развития умений, навыков перетекающих в таланты и одаренности начинается с первого общения педагога с ребенком во всех видах организованной, дополнительной и самостоятельной деятельности. Успех и расцвет способности приходит только к тем, кто готов к преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей уже с детских лет. Задача педагога найти, развить и приумножить эти качества в каждом ребенке, и тогда даже в самой младшей группе детского сада найдется маленький акын воспевающий свой дом, своего отца, свой народ, свою страну, конечно по мере своих маленьких, но уже таких серьезных способностей
Найдите для такого ребенка одну и еще одну минутку, в море времени, которое Вы, должны с пользой отдать детям.
Муравьева Ирина Анатольевна,
учитель ИЗО второй категории.
ГККП «Ясли-сад «Ақ бота»
г. Петропавловск, СКО