Урок русского языка в 3 классе
Цель урока: Познакомить детей с понятием одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи урока:
Образовательная: дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Развивающая: развивать умение осознанно распознавать слова, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО?, развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, развивать умение работать в парах, работать над обогащением словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Коррекционная: коррекция памяти, внимания, мышления
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, текст стихотворения, таблица « имена существительные», загадки, наглядный материал для дидактической игры, учебник.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
I Организационный момент
А) Приветствие учителя
В) Эмоциональная мотивация
В класс пришёл- не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь,
А закон у нас такой-
Все в учёбу с головой!
II Минутка чистописания.
— А начнем мы наш урок с минутки чистописания. Положите правильно свои тетради, сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно. Перед тем, как писать сделаем разминку для пальцев.
(Дети выполняют разминку для пальцев)
- 1. » Пальчики здороваются». Локти на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперед и обратно.
- 2. » Согреем пальчики «.
- » Брызги воды «. Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображаем движения, имитирующие стряхивание с рук воды.
- 4. » Игра на пианино. «
- 5. » Дорожки. «На парте листочки с двумя дорожками. Проведите ровную линию в середине дорожки.
— Вот мы и подготовили наши пальцы к письму.
— Назовите парную согласной буквы Ф и запишите её. (В в)
— Какая буква в алфавите стоит перед буквой П ? Запишите её два раза (Оо, Оо)
— Назовите букву, которая обозначает звук Л? Запишите её. ( Л л)
— Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте её буквой. « Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги шила» (звук с, буква Сс)
— А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Переставьте их так, чтобы это что-то значило: Вв Оо Сс Лл Оо (Слово)
Запишите его правильно соединяя.
III Подготовка к восприятию нового материала путём создания положительной мотивации.
Постановка учебной проблемы.
Объясните лексическое значение этого слова.
У каждого слова своя работа: одни слова называют предметы, другие- их признаки, третьи- действия. Есть такие, которые ничего не называют -это предлоги. Но они помогают словам-названиям связываться друг с другом в предложении. Имя существительное- каждое второе слово в нашем языке. Вот об этих словах-именах существительных- мы и будем сегодня говорить, а о каких – вы мне сами скажите.
На партах перед вами лежит стихотворение. Давайте проведем эксперимент и вычеркнем в нём все имена существительные. ( Стихотворение « Грозная хозяйка»)
— Что осталось? Понятно ли , что происходит в тексте?( непонятно, не знаем о каких предметах идёт речь)
— Какие существительные вычеркнули? (Вывешивается на доску)
хозяйка чердак
пёс конура
кот щёлочка
мышка добро
стул
— Ребята, я напечатала их на двух листах. А почему?
— Что можно сказать о существительных в первом столбике? (Эти существительные, обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО?)
— Какие они? ( Живые или неживые)
— Как их можно назвать иначе? (одушевлённые )
— Сделайте вывод.
— Что можно сказать о существительных второго столбика?
— Какие они? ( неодушевлённые)
— Сделайте вывод.
— Именно так и называется тема нашего урока. Откройте учебники на стр.59, прочитайте жужжащим чтением правило. Совпадает ли оно с нашим выводом? Вот видите, какие вы молодцы!
Имена существительные
КТО? ЧТО?
живые неживые
предметы предметы
ОДУШЕВЛЁННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
IV Физминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(дети сопровождают чтение стихотворения движениями).
V Закрепление.
А) Игра «Кто? или ЧТО?»
— Читаю слова, если они обозначают одушевлённый предмет , то дети хлопают, если неодушевлённый –топают.
В) Работа по учебнику ( стр. 60 упр.274 )
С) Работа над загадками. ( учитель загадывает загадки, дети в тетрадь записывают отгадки).
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут ( мяч )
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтёте белых мух,
Что летают словно пух. (снег)
В сказках рыжая кума,
По характеру хитра.
Обведет любого,
Даже волка злого. (лиса)
Шустрая плясунья,
По веткам попрыгунья.
В дупле живет,
Орешки грызет. (Белка)
Золотое яблочко
По небу катится:
А улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце)
Ее в повозку запрягают,
Работать в поле заставляют.
Она и боронит, пашет,
Хвостом и гривой смело машет. (лошадь)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Задание: одушевлённые предметы подчеркнуть одной чертой, неодушевлённые – двумя.
Д) Игра « Пиши, не пиши» Работа в парах.
— Учитель диктует слова, из которых учащиеся выбирают нужные: 1 вариант- одушевлённые, 2 вариант – неодушевлённые.
Ворона, вагон, дорога, чабан, сирень, морковь, ученик, класс, собака.
Учащиеся меняются тетрадями, идёт взаимопроверка.
VI Рефлексивно-оценочный
— О каком существенном признаке существительных мы узнали сегодня?
(неодушевленный и одушевленный)
-Я утверждаю , что слова кот, собака и птица это неодушевленные существительные. Согласны ли вы со мной?
(нет, потому что эти слова отвечают на вопрос кто? и обозначают животных или человека)
А слова диван, дерево и ваза одушевленные. Согласны?
(нет, потому что эти слова отвечают на вопрос что? и не обозначают животных или человека)
Приложение к уроку
Стихотворение « Грозная хозяйка»
«Хозяйка сегодня грозна.
Не к добру!»
Почувствовал ПЁС
И полез в конуру.
«Подальше, мой милый,
Держись от собак!» —
Сказал себе КОТ
И махнул на чердак.
«Коты — это скверно,
пора уходить!» —
подумала МЫШЬ
и сквозь щелочку — фить!
— Ой! Мышка!
Спасите меня!
Караул! —
Вскричала ХОЗЯЙКА
И влезла на стул.
Савенкова Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
специальной (коррекционной) школы-интерната № 1,
г. Петропавловск