«Вопрос о работе с родителями — это
большой и важный вопрос. Тут надо
заботиться об уровне знаний самих
родителей, о помощи им в деле
самообразования, их практике в детсадах,
привлечении их к этой работе».
(Н. К. Крупская)
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «… только в молодости человек может развернуть и воспитывать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на следующих принципах:
- Единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- Родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- Уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
В работе с родителями я выделила несколько форм работы:
- Родительские собрания: Кратко и доступно раскрыть суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики.
- «Круглый стол»: В нем принимают участие все специалисты. Родители и педагоги свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.
- Наглядные формы работы: Подготовить для родителей материал на стенде «Ән- күй әлемінде», организовать фотовыставку и выставку рисунков по классическим произведениям, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми и самим «включиться» в общение, могут сами поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.
- Консультации, индивидуальные беседы: Тематика консультаций и бесед разнообразна, возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
- Организация праздников и развлечений совместно с родителями:
Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в исполнении танцев. Показывают детям спектакли и кукольные представления. Проводятся совместные игры, КВНы, соревнования, викторины. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
В этом году на родительском собрании я познакомила родителей всех возрастных групп с таким разделом музыкального занятия, как восприятие музыки. Детям в этом разделе даются множественные задания по жанрам, видам, средствам выразительности произведений искусств, истории их создания. Я объяснила родителям, что самое главное в восприятии музыки – это воспитательные задачи, т.е. средствами искусства воспитывать ребёнка, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.д.
Начиная со средней группы, я использую классические произведения. А классическим называют самое эстетическое, самое лучшее, зрелое и совершенное.
В старшем дошкольном возрасте использую не отдельные произведения тех или иных видов искусств, а их синтез. Синтез музыки, поэзии и живописи. Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира ( чувство, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами как переживание, мышление, воображение.
Н. А. Римский – Корсаков так говорит о воздействии на человека этих трёх видов искусств:
- «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение;
- Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение;
- А музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ».
Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.
Проводя с родителями мастер – класс, я выбирала те музыкальные произведения, которые прослушали их дети в данной возрастной группе. Родители отвечали на такие же вопросы, которые я задавала их детям.
-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?
-Как вам рассказала об этом музыка? Какие музыкальные инструменты звучали?
-А какие цвета выбрал художник для этой картины? и т.д.
Ответы детей на музыкальных занятиях превращаются в целые рассказы, они более эмоциональны и непосредственны в своих рассуждениях и высказываниях, чем родители. Им я индивидуально рассказывала, как отвечал их ребёнок. После такого прослушивания музыки у детей возникает желание нарисовать свою картину, передать свои чувства через рисунок. Так появилось домашнее задание, совместное творчество родителей и детей. Ребята дома подробно пересказывают родителям свои чувства об услышанном на музыкальном занятии. Фантазируют вместе с родителями и воплощают это в своих рисунках, поделках. На повторном прослушивании ребята представляют, показывают и рассказывают о своих картинах, а мне очень приятно видеть, с каким теплом создавалось это семейное чудо. Каждый член семьи вносил что – то своё, очень близкое ему. Но самое главное в этих работах сохранялся темп, ритм, настроение музыки, поэзии.
Благодаря такому творческому подходу, по словам родителей, они сами узнали очень много нового о музыке, живописи и поэзии. И ждут с нетерпением новых домашних заданий и рассказов детей о музыкальных занятиях.
Я считаю, что такая форма работы с родителями приносит положительные результаты. Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания музыкальному развитию ребёнка.
Никитина Наталья Владимировна,
музыкальный руководитель первой категории,
Государственное коммунальное
казенное предприятие «Детский сад №8
«Специальный логопедический»
отдел образования акимата
города Тараз, Жамбылской области