Home » Гуманитарный цикл » Освоение целины

Освоение целины

9 класс.                                  История Казахстана.                     Дата 15.02.2019г.

Цели урока:

  1. Раскрыть причины отставания сельского хозяйства в послевоенные годы и о необходимости принятия новых мер для его развития. Освоение и поднятие целины. Объяснить результаты освоения целины и дать объективную оценку событиям. 
  2. Развитие умения анализировать, делать выводы, умения аргументировано и логично выражать свои мысли; развитие коммуникативной и мыслительной деятельности учащихся.
  3. Воспитание личностного отношения к истории своей Родины, желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Казахстана, формирование гражданской позиции старшеклассников. Воспитание патриотизма. Воспитать уважение к труженикам сельского хозяйства и способствовать воспитанию трудолюбия, чувства ответственности перед своим народом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Главная цель педагогической технологии развития критического мышления («критика» – оценка, разбор, обсуждение)  – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Приемы урока: рассказ, беседа, вопросы-ответы, парная и  групповая работа, презентация работ.

Оборудование: учебники, интерактивная доска, ватманы, маркеры, стикеры.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Настрой учеников на урок.

По предложению учителя в начале урока ребята выбирают разноцветные квадратики (красные, черные, белые, желтые, красные и зеленые и садятся за столы).

Учитель:

Организационно – психологический момент

Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха.

Круг добра и радости – встают в пары, выполняют позитивные установки.

(время – 3 минуты)

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

  1. Вводно-мотивационная часть

Для того чтобы узнать тему урока, вы должны выполнить упражнение «Буквенный диктант», я буду задавать вам вопрос, вы записываете в тетрадь только первую букву ответа.

В конце урока, все ученики получают …… (Оценку)

В каждом государстве есть своя ……(Столица)

В 1945 году закончилась Великая Отечественная……(Война)

Смотря в …… я наблюдаю за погодой (Окно)

Оценка меньше двойки………(Единица)

С 31 декабря на 1 января наступает  (Новый год)

Урок, на котором вы присутствуете…….(История Казахстана)

Фамилия учителя, который писал письмо Н.С. Хрущёву ……. (Еликбаев)

Правителя в русских сказках называли…….(Царь)

Буква алфавита, которая стоит после буквы «Д»…… («Е»)

Самое прекрасное из чувств человека……. (Любовь)

Это ввоз в страну продукции иностранного производства……..(Импорт)

В прошлом году у нас был открытый урок, посвящённый этому человеку…….(Ыбрай )

Итак, прочитайте, какая сегодня тема урока.

Освоение целины, или освоение целинных земель.

Тема (назвать): Освоение целины в Казахстане.

Учитель:

  1. Какие ассоциации вызывает слово – ЦЕЛИНА.
  2. Какие бы цели урока поставили вы?

 (примерные ответы учащихся)

Дает возможность самим учащимся нацелить свою работу по теме.

(время – 2 минуты)

Учитель: ставит шляпы на столы и учащиеся по выбранным цветам квадратиков рассаживаются.

(время – 2 минуты)

III. Исследовательская часть.

Учащиеся начинают работу по этому методу.

(время устанавливается – 10 минут)

Выступление групп – по 3 минуты, всего – 18 минут.

Примерные ответы учащихся.

Первые послевоенные годы для сельского хозяйства были очень тяжелыми. Засуха в европейской части СССР повлияла на то, что обеспечение страны продовольствием, продукцией животноводства было возложено на восточные районы, в том числе и на Казахстан.

Но в Казахстане в это время были свои трудности:

  • Культура растениеводства в Республике была очень низкой
  • В качестве тягловой силы из-за нехватки техники вплоть до 60-х годов использовали скот
  • В организации сельскохозяйственного производства были допущены грубые ошибки
  • Деятельность некоторых неграмотных председателей колхозов и совхозов не могли привести к положительным результатам.

Проанализировав причины тяжелого состояния сельского хозяйства, руководство страны обязало хозяйственные и партийные органы устранить перегибы, которые были допущены в прошлом в отношении колхозов и совхозов.

  • Утверждена программа развития и обозначены меры по улучшению управлению сельским хозяйством
  • в 1949 году был принят план развития сельского хозяйства
  • колхозам Казахстана были возвращены задолженности различных организаций на общую сумму 214 млн. руб., техника, скот и 540 тыс. га незаконно изъятых земель.
  • сокращено число административно-хозяйственных работников

Принятые меры несколько улучшили положение в сельском хозяйстве. Однако, сельское хозяйство Республики, как и всего СССР, не могло удовлетворить потребности народа в продовольствии, промышленность – в сырье. Появился дефицит продовольствия. В 1946-1950-х годах с каждого гектара собирали всего 5-6 центнеров зерна. Количество КРС в Республике было ниже уровня 1928 года. Перед руководством СССР встал вопрос: «Как обеспечить страну продовольствием?» Стали решать проблему экстенсивным путем – осваивать огромные площади новых земель.

Объясняют, что означает экстенсивный и интенсивный пути развития?

(ответы учащихся)

 Экстенсивный путь развития – направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения, развития.

Интенсивный путь развития – дающий высокую производительность, за счет внедрения технического прогресса.

Руководители, выступавшие «против» снимались с должностей. В 1954 г. на должность Первого секретаря ЦК КПК был избран П.К. Пономаренко и его заместителем Л.И.Брежнев. Таким образом, Н. Хрущёв решил «укрепить» руководство республикой. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле узким кругом лиц. Формальным поводом для снятия Ж. Шаяхметова стали какие-то незначительные недостатки, а на самом деле Н.С.Хрущев в этот период активно расставлял свои кадры, тем более что Ж. Шаяхметов не поддержал идею скоротечного освоения целинных земель.

Решение об освоении целинных земель было принято весной 1954 года постановлением «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель»

В регионах СССР было решено осваивать целину: Урал, Южная Сибирь, Север. Кавказ, Поволжье, Казахстан

Районы освоения целины — Целинные области в Казахстане. Это Кокчетавская, Павлодарская, Акмолинская, Тургайская, Кустанайская, Северо-Казахстанская.

За счет освоения новых земель предполагалось увеличить посевные площади зерновых до 13 млн. га, получить на них 1100-1200 млн. пудов зерна, в том числе товарного — 800-900 млн. пудов.

С началом освоения целины со всех концов СССР начался поток людей в Казахстан. Осваивать целину приезжала не только молодежь, но и целые семьи переселенцев. В первое время все они жили в степи в палаточных городках, вагончиках, землянках. Впервые 2 года (1954-1956 гг.) приехало 640 тысяч человек (из них 150 тыс. механизаторов).

Целинникам предоставлялись льготы и помощь:

  1. Целинники бесплатно доставлялись до места назначения
  2. Единовременное пособие на главу семьи в размере 500-1000 рублей
  3. На каждого члена семьи выделялось единовременная помощь в размере 150-200 рублей.
  4. Кредит на постройку дома, в размере 10 тыс. рублей сроком на 10 лет, из них 35% погашало государство.
  5. Кредит на приобретение скота по 1500-2000 рублей.
  6. Оказывалась помощь продовольствием
  7. Освобождались от сельхозналога на срок от 2 до 5 лет.

Целина, несомненно, встряхнула Казахстан. Жизнь в те годы в республике «кипела и бурлила» и стала определенной вехой в истории нашего государства.

«-»  и «+» отрицательные и положительные последствия освоения целины (примерные ответы учащихся):

  1. Главная причина целины – нарастание дефицита хлеба. Была необходимость обеспечения страны зерном. За счет целины республика полностью удовлетворила свои потребности в зерне. Стало возможным производства зерна на душу населения более 2000 кг. В ходе целинной компании в республику поступили много техники, сельскохозяйственного оборудования.

С 1954 по 1958 годы было создано 573  совхоза, массово строились дороги.

  1. 1. Дефицит хлеба и обеспеченность страны зерном необходимо было решить за счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности добавить 1 центнер на 1 гектар, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд. рублей. В условиях экстенсивного земледелия перевода на интенсивный путь развития, укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись ввиду изношенной, устаревшей техники.
  2. После возвращения депортированных народов сокращается численность населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 г. Численность населения достигла уровня довоенного 1940 г. За десятилетие с 1954-1964 годов в республику приехало только механизаторов 578 тысяч человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6 тысяч агрономов, зоотехников, инженеров и других специалистов сельского хозяйства, а также около 3 тыс. медработников и около 1,5 тыс. учителей.
  3. 2. Наряду с честными тружениками, квалифицированными специалистами и молодыми патриотами своей страны на освоение целины приехало немало людей, стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы целины были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения государственных средств. Не все приехавшие работали в колхозах и совхозах, некоторые устраивались на промышленных предприятиях в городах.
  4. За годы целины в республике увеличилась численность населения и в 1959 г. Составила 9 млн.295 тыс. человек. Казахстан еще более становится многонациональной республикой. Было разнообразие и взаимообогащение национальных культур
  5. 3. Приток населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев, традиций коренного населения. Вследствие русификации резко сократилось количество казахских школ, уменьшились тиражи газет и книг на казахском языке. Превращение казахского языка в бытовой язык.
  6. 4. В широких масштабах шло строительство жилья, культурных учреждений и инфраструктуры. На узловых станциях построены новые элеваторы. Также были построены предприятия по переработке зерновых культур: мельницы, хлеб комбинаты, производство макаронных и кулинарных изделий
  7. 4. Хотя и строилось жилье, все равно число прибывающих людей в Казахстан шло быстрее, чем строительство жилья и культурных учреждений, инфраструктуры, приходилось жить в палатках, вагончиках, щитовых домах. Построенные предприятия по переработке зерновых культур не могли полностью удовлетворить потребности растущего населения.
  8. 5. Распаханы огромные площади земли. В 1954 г. Было в Казахстане распахано 6,5 млн. гектар целинных земель, а за все первые годы целины –25 млн. гектар

В 1956 г Казахстан сдал государству 1 млрд. пудов зерна.

  1. 5. Распашка земель шла без учета природно-климатических условий экстенсивными методами, что в свою очередь привело к нарушению экологического равновесия, усилилась эрозия почвы, выветривался гумус. В короткий срок большая часть плодородного слоя унесло ветром. К 1960 году эрозии подверглись 9 млн. га
  2. 6. Не остался без внимания и труд целинников. Героизм покорителей целины был высоко оценен советским правительством: десятки тысяч человек были награждены орденами, медалями, получили премии и ценные подарки. Целинники работали с воодушевлением. Появилось много передовиков труда. Внедрялись новые методы уборки урожая. К примеру, женщина механизатор Камшат Доненбаева добилась замечательных результатов и стала известной всей стране
  3. 6. Все эти меры со стороны советского правительства не смогли остановить текучесть кадров. Долгое время считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в целом процент таких людей невысок. Огромному энтузиазму людей, высокой общественной оценке их труда не соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей.
  4. 7. Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана. За короткий исторический период во многих районах Казахстана преобразилась экономика, образование, здравоохранение, культура, создан мощный кадровый и научный потенциал.
  5. 7. Следствием целины явилось непригодность многих земель, произошла эрозия почвы. Весь труд по освоению целины был потерян. Также было нарушено сложившееся веками самобытное кочевое хозяйство казахов – пропали большие территории, пригодные для пастбищ. Природе был нанесен непоправимый ущерб.
  6. Итог урока:

Учитель: Дает оценку работы групп и отдельных учащихся. Затем ребята заполняют оценочный лист, ставят оценку каждый самому себе, затем старший группы, учитель. И выводится средняя оценка.

  1. Домашнее задание – написать реферат о наших земляках-целинниках с. Майколь с презентацией. Презентация рефератов пройдет в нашем школьном музее школы и села (внеклассное мероприятие).
  2. Заключение.

Учитель:

В истории из всякого примера можно извлечь урок. Пусть освоение целинных земель послужит поучительным уроком для будущих поколений о том, что за природой своей Родины нужно следить, стараясь не нарушать баланс. А все грандиозные экономические планы просчитывать до мелочей.

Такой грандиозный проект как освоение нескольких миллионов гектар земли не могло бесследно исчезнуть в истории. Эхо тех лет до сих пор влияет на нашу жизнь (производство зерновых, эрозия почв, и в конечном итоге – экология нашего края).

Издавна казахский народ бережно относился к природе.

Вспоминаются трогательные слова:

— замечательного ученого Каныша Сатпаева: «Человека, которого не волнует судьба родной земли, не думающего с трепетом о ней, нельзя называть гражданином» и

— великого ученого Шокана Уалиханова: «Природа, человек, скажите, что в жизни может быть прекраснее их, таинственнее их?»

Благодарю за внимание.

Абишева Асия Мухтаровна,

учитель истории и географии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*