Home » статьи » Освоение «цифровизации» небольшими библиотеками или  Как не остаться в стороне

Освоение «цифровизации» небольшими библиотеками или  Как не остаться в стороне

Слово «Цифровизация» мы слышим сегодня повсеместно. Порой не задумываемся, решая, что нас это мало касается, или даже иронизируем…. Но если объяснять этот термин «по-простому», то цифровизация – это то, что требуется для того, чтобы сделать любую систему более гибкой, приспособленной к реалиям современного дня и конкурентоспособной в нарождающемся «цифровом мире». Цифровизация – это средство получения желаемого исхода, а именно гибкого предприятия, приносящего потребителям отличный результат, а владельцам – более высокую отдачу и вовлеченность потребителей. И нашим предприятиям – библиотекам, такой процесс перевода в «гибкое» состояние из текущего, такая трансформация просто необходима!

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное, объединяя функции центра информации, культуры и общественной жизни. Перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в цифровой формат в последние годы является актуальной задачей для библиотек Казахстана. В этом направлении ведут активную работу крупнейшие библиотеки — Национальная библиотека, областные библиотеки, и уже даже многие районные.  До 2020 года все они должны провести работу по оцифровизации библиотечного фонда.

Все это замечательно! Но насколько наши библиотеки – небольшие, школьные, библиотеки колледжей, готовы к новым условиям работы? Можно конечно сказать – нет не готовы, нет фондов, нет сканеров, нет…. еще чего-то нет.  А хорошо бы чтоб было…. Но! У каждого свои функции! И наша задача в другом! Ведь без возвращения интереса к культуре и литературе оцифрованные музеи и книги не будут востребованными. Можно оцифровать все, но важно, чтобы этими данными люди пользовались! А это значит, что наши задачи удваиваются. Мы должны прежде всего сами освоить «на отлично» навыки информационного поиска в различных ресурсах, Электронных библиотеках, Базах данных, образовательных сайтах.

Сегодня уже создан целый ряд Казахстанских сайтов по подбору и работе с методическим материалом для учеников и учителей, студентов, педагогов (о которых мы библиотекари должны не только знать, но и в совершенстве уметь пользоваться): такие как openu.kz, где можно ознакомиться с новыми учебниками на казахском и русском языках, «Открытая библиотека Казахстана – kitap.kz общественного фонда «WikiBilim», которая представляет более 5 000 электронных книг,  bilimland.kz – специально для учителей, которые могут скачать любой нужный материал, twig-bilim.kz, где можно посмотреть 4500 познавательных видеороликов по разным предметам на трех языках, персональное обучающее устройство – планшет-компьютер Bilimbook, созданный специально для малокомплектных школ и который вообще работает без интернета, единая информационная систему – Республиканская межвузовская электронная библиотека (РМЭБ) – для обеспечения профессорско-преподавательского состава, студентов, бакалавриата, магистратуры современными информационными образовательными ресурсами, и конечно же сайты крупнейших казахстанских библиотек, представляющий открытый доступ к свои ресурсам.

Кроме навыков поиска информации, не помешают и навыки ее создания, ведь нельзя забывать об исконной библиотечной функции – информационной, ну и конечно же мы по-прежнему должны суметь привить интерес, потребность к получению информации, к обучению, к знаниям – К ЧТЕНИЮ.  Сегодня перед каждым казахстанцем стоит задача самообразования и совершенствования своих знаний, поэтому воспитание лучших качеств молодежи посредством высочайших образцов мировой и казахстанской художественной литературы – это прямая задача каждой библиотеки. Библиотеки, следуя программам «Рухани жаңғыру», «Туған жер» проводят самые различные мероприятия, направленные на формирование гражданского и патриотического самосознания читателей, а их фонды хранят документы, отражающие историю, общественную и культурную жизнь своего региона.

С вашего позволения я расскажу немного о том, какую работу проводит наш филиал в данных направлениях, и как мы, выполняя функции образовательного, методического центра, привлекаем к работе не только своих непосредственных читателей: ППС и сотрудники филиала, слушателей курсов повышения квалификации и педагогов образовательных учреждений, но и Вас – школьных библиотекарей, библиотекарей колледжей.

Итак, следуя перечисленным выше программам, уже 2-й год в библиотеке филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» организуются проекты, привлекающие внимание все категории наших читателей.

Первым был литературно-педагогический марафон «ЧИТАЕМ АЛТЫНСАРИНА».

В канун 176 годовщины со дня рождения Ибрая Алтынсарина, мы обратились к его наследию и решили почитать вслух его стихи, рассказы, басни, сказки, а также письма, записки, отчеты. Целью проекта мы ставили: обращение к педагогическому наследию великого земляка, пробуждение интереса к чтению его трудов, получение эмоционального заряда от Чтения вслух, ну и развитие речевой и даже актерской практики.

К участию в проекте были привлечены сотрудники и ППС филиала, учителя из города и области, библиотекари, студенты и школьники. В итоге, марафон вызвал большой интерес. В проекте приняли участие более 50 человек. Записи чтения Алтынсарина на казахском и русском языке были представлены на сайте филиала и вызвали ряд положительных отзывов и комментариев среди посетителей сайта.

Высказывались мысли о полезности подобных проектов, о возможности использования нового ресурса в педагогической практике, о замечательной идее для возрождения и популяризации отечественной педагогики. Сами участники высказывались о том, что получили целый ряд новых эмоций от чтения вслух, говорили о том, что с удовольствием приняли участие в конкурсе, поработали над своей дикцией, почувствовали себя немного актерами…

И второй подобный проект, который мы реализуем в этом году —  ПРОЕКТ ГРОМКОГО ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ «Құпия парақтар арасындағы менің өлкем = Мой край сквозь таинство страниц».  Мы «озвучили» самые интересные фрагменты литературы костанайского края. Прочитали вслух не только тех, кто стал гордостью земли костанайской —  Ибрая Алтынсарина, Ғафу Қайырбекова, Беимбета Майлина, но и тех поэтов и прозаиков Костаная, кто вершит литературу сегодняшнего дня – Акылбака Шаяхмета, Серикбая Оспанова, Александры Сусловой и многих других.

Стараясь идти в ногу со временем, мы, для школьных библиотекарей и библиотекарей системы среднего образования стараемся проводить и онлайн – конкурсы, онлайн-акции, которые позволяют участвовать в них библиотекарям всей области, представлять свой опыт и знакомиться с опытом коллег.

Так, в 2017 году мы провели заочный областной онлайн-конкурс библиотечных проектов и инициатив «Читать — модно».

Основная цель конкурса заключалась в выявлении и популяризации успешного библиотечного опыта по совершенствованию форм и методов рекламы чтения, стимулирования читательской активности, интереса к чтению художественной литературы, посредством организации библиотечных проектов и инициатив. Конкурс проходил по трем основным номинациям: «Деятельностный проект», «Информационный проект», «Наглядный проект», и по трем специальным номинациям: конкурс «Презентация проекта», мини-эссе «Вирус чтения» и конкурс фотографий «Читака».

Всего в конкурсе приняли участие более 80 человек. Конкурсанты старались представить свои работы в нескольких номинациях, активно подключили к участию своих коллег, читателей, учителей. Представленные проекты показали все многообразие форм и методов работы с читателями, которые используются сегодня в библиотечной работе для активизации чтения. Были представлены очень интересные работы с применением новых, интерактивных технологий.  Победители получили дипломы, участники — сертификаты, а лучшие работы были выставлены на сайте института в разделе Библиотеки – «Из опыта работы».

В этом году мы запустили совершенно новую акцию, к участию в которой приглашаем всех библиотекарей системы образования. Это сетевая акция, которую мы назвали «По дорогам земли Костанайской» — топонимическое путешествие по родному краю. (на сайте филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»,   в разделе Наши проекты  для участников сетевой акции представлены Положение и подробная Инструкция : http://www.orley-kost.kz/index.php/ru/nashi-proekty).

Все Названия имеют свои корни. И у всех у вас – в библиотеках наверняка есть подобный материал — История Вашего города, села, улицы, или протекающей речки, озера, любого другого интересного, заповедного места вашего края, или даже здания, учреждения.…  Какова его история и почему оно так называется? Мы предлагаем Вам, вместе с Вашими читателями провести такую работу, собрать информацию, узнать историю происхождения названий, сделать фотографии мест, и конечно же, всем рассказать о них.

В результате, во-первых, будет создана краеведческо-литературная Гугл-карта топонимических названий краеведческих мест Костанайской области — ресурс, к которому можно обращаться как к информационному – образовательному ресурсу Костанайского региона. Во-вторах — получение новых знаний в освоении цифрового пространства. Ну и в-третьих, все участники получат цифровые дипломы участников акции. Организации-партнеры — благодарственные письма от филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области». Кстати, идею создания и знания по созданию гугл-карты мы освоили, обратившись к знаменитому российскому библиотечному ресурсу –ВИКИСИБИРИАДА.

Вообще, нужно сказать, пример наших коллег, опыт работы, всегда вдохновляет, наталкивает на идеи, ведет к собственному творчеству. Различные семинары (подобно нынешнему), конференции, конкурсы позволяют нам расти и совершенствоваться.

Причем использование все тех же ИКТ позволяет нам собирать лучший опыт со всех уголков страны и мира и демонстрировать его Вам.  Так, наша библиотека уже который год проводит онлайн-семинары, гостями которых в разное время были классные специалисты из библиотек Донецка, Челябинска, Екатеринбурга, Архангельска, Астаны, Караганды и т.п.

Но не меньший интерес на подобных онлайн-семинарах вызывают не только коллеги из дальних регионов, (у которых, чаще всего все гораздо лучше чем у нас, казалось бы)  но и наши библиотекари – из Костаная, Рудного, Лисаковска, Сарыколя и т.д., которые также идут в первых рядах Цифрового прогресса.  Так, на семинаре, проходившем у нас в 2017 году «Новые информационные технологии в работе библиотек системы образования» особо порадовала своим выступлением школьный библиотекарь гимназии № 5 города Рудного – Заскалько Наталья Сергеевна, представив своим выступлением «Повышение интереса к чтению через организацию онлайн — встреч с поэтами и писателями», как самая обыкновенная школьная библиотека может двигаться со временем в одном ритме. Коллеги из Лисаковска представили опыт деятельности библиотек в социальных сетях «Обживая виртуальное пространство» и. т.д.

Такие семинары позволяют «подглядеть» опыт наших коллег, практически не покидая рабочего места. В этом году мы также планируем провести онлайн-семинар «Современные стратегии чтения в школьной библиотеке», о котором сообщим заранее и надеемся на ваше участие как слушателей, так и докладчиков.

В заключении замечу: Все что делается и должно делаться в наших библиотеках направлено на поддержку и возрождение интереса к чтению, которую сегодня на самых высоких уровнях называют гарантией модернизации общественного сознания. И чтобы мы могли участвовать в процессе модернизации сознания нашей молодежи, мы должны «трансформировать» в первую очередь себя – постоянно учиться, профессионально развиваться, достигать «цифровой зрелости»…

Федас Л.А.,

начальник библиотеки

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*