Статья посвящается особенным детям, которых по самым разным причинам называют именно так. И не важно, ребенок – одаренный или с ограниченным развитием, потому как он всегда будет особенным для родителей.
Дети — цветы нашей жизни. Они все такие разные, но объединяет их всех одно – потребность в родительской любви, ласке и развитии.
И не стоит забывать, что эти маленькие инопланетяне, категорически непохожие на своих сверстников, прежде всего, являются детьми. Согласно принципу «сначала ребенок», в первую очередь необходимо видеть ребенка, его индивидуальность, потребности, интересы, а уже потом его специфические особенности и нарушения.
У нас в стране инклюзивное образование делает только первые шаги, потому как особенные дети, общаясь в основном в кругу семьи, вырастают не подготовленными к взрослой жизни. Острая нехватка специальных образовательных центров, учебных программ, учебников, учебно-методических комплексов, в особенности квалифицированных учителей вынуждает родителей воспитывать и обучать свое чадо дома. Хотя воспитание и обучение два неделимых, взаимосвязанных процесса, которые по жизни идут вместе, и вместе формируют личность ребенка, того кто он есть на самом деле; зачастую многие семьи из-за нехватки времени и терпения оставляют большой пробел в этом кругу бесконечного развития и обучения. Даже то что, учителя обучают их на дому, не решает эту проблему, ведь педагоги должны иметь специальное инклюзивное образование и инклюзивные компетенции.
К сожалению, в Казахстане скорее особенный ребенок подстроится под систему, чем система под него. Люди развиваются и меняются быстрее, чем система, и обучать их дома, либо в специальных школах гораздо дешевле и проще, чем интегрировать и приспосабливать к обществу.
В стране, где демократия только приобретает живую силу, и где люди из-за своего казахского менталитета либо личных соображении не решаются говорить открыто о своих особенных детях, это проблема никогда не выйдет на новый уровень, на уровень решений и действий.
Так как общество уже привыкло к людям с ограниченными возможностями, они учатся в университетах, работают, создают семьи, так со временем они и к особенным детям привыкнут. Привыкнут к тому, что у них те же права: жить, учиться, дружить, быть услышанными. Привыкнут, что ребенок не страдает, а живет, ведь страдать можно от чего угодно, но не от нарушении в развитии.
Дети – бесценный дар небес; дар, который нуждается в заботе, любви и умении принимать его таким какой он есть.
Айгерим Абзалбеккызы,
тренер кафедры УИКО
«Өрлеу»-Тараз