Home » Новости » ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Развитие системы обучения и воспитания детей с нарушениями развития в Казахстане началось в начале 20-х годов прошлого столетия. К первым организационным мероприятиям, сыгравшим историческое значение для развития отечественной системы специального образования, следует отнести: начавшуюся работу по выявлению лиц с нарушениями развития, размещение аномальных детей в учреждения общего типа, открытие двух специальных детских домов для умственно-отсталых и глухих детей, обучение слепых детей, открытие первых специальных школ. Основной задачей по отношению ко всем категориям неблагополучных детей организаторы народного образования ставили воспитание полезных для общества граждан, а оказание поддержки аномальным детям стало общегосударственной задачей. В подтверждение можно привести факты, которые это наглядно демонстрируют, а именно, даже во время Великой Отечественной войны дети с отклонениями в развитии, как и их нормальные сверстники не только пользовались правом на бесплатное обучение, но и находились на полном государственном обеспечении. Важно отметить, что несмотря на все сложности военного времени, начатая в 30-е годы борьба за осуществление всеобщего обучения аномальных детей, в Казахстане не прекращалась. В послевоенном периоде была сформирована система специального обучения и воспитания для трех категорий детей с нарушениями в развитии: умственно отсталых, слепых и глухих детей, которая продолжила свое интенсивное развитие по пути дифференциации. Проводимая в последующие годы работа, по охвату специальным обучением аномальных детей с первых дней давала положительные результаты. Следует отметить, что большинство специальных школ-интернатов располагалось в городах республики, а это служило серьзным препятствием для охвата специальным обучением детей с нарушениями в развитии, проживающих в сельской местности. Одной из острых проблем системы специального образования было решение выбора формы обучения детей с нарушениями развития, а именно постановка правильного диагноза, так как на местах не во всех медико- педагогических комиссиях всегда имелась возможность провести комплексное обследование и как следствие приводило к ошибкам при определении типа учреждения. На практике складывалась ситуация в которой, врачи уклонялись от постановки диагноза, ограничиваясь ссылкой на ЗПР или педагогическую запущенность и предписывали обучение без учета успеваемости в общеобразовательных школах. Такое положение дел с диагностикой привело к тому, что в республике массовый характер приобрел прием учащихся в общеобразовательные школы без учета успеваемости.  Органы народного образования и руководители общеобразовательных школ, осуществляя прием аномальных детей в общеобразовательные школы, руководствовались требованием выполнения нархозплана по контингентам, повышения наполняемости классов, увеличением классов-комплектов и максимального охвата обучением детей этой категории. Такое положение дел противоречило принятой в республике практике обучения детей с нарушениями в развитии в специальных школах и демонстрировало протекание не контролируемых процессов совместного обучения детей с отклонениями в развитии с нормальными сверстниками, так называемой «псевдоинтеграции». Отечественная система специального образования развивалась по пути дифференциации сети специальных учреждений для детей с нарушениями развития. В целом анализ развития системы специального образования в РК показал, что к концу 90-х годов сложились устойчивые традиции сегрегированного обучения детей с недостатками в развитии в закрытых учебных заведениях. Эти традиции были закреплены как ведомственными нормативами, приказами, методическими рекомендациями, учебными программами, так и раздельной системой профессиональной подготовки кадров (ориентированность на профильную подготовку олигофренопедагогов, сурдопедагогов и логопедов). В истории развития отечественной системы специального образования можно выделить следующие факторы: — система специального образования в качественном и количественном параметрах не была рассчитана на оказание коррекционно-педагогической помощи всем нуждающей в ней детям, особо следует отметить детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста и детей, считавшихся «необучаемыми» (с глубокими интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами); — процессы интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы и детские сады носили стихийный, формальный характер. В целом, конец прошлого, начало нового столетия были для отечественной системы специального образования сложными и неоднозначными. Здесь можно отметить, что несмотря на объективные трудности переходного периода, специальное образование Республики Казахстан было сохранено и особенно важно, было поднято на качественно новый уровень и постепенно интегрировалось в мировое образовательное пространство. Реалии современного этапа развития системы специального образования обращают внимание проблемам создания мер по профилактике детской инвалидности, так как в РК эта проблема является одной из актуальных. Отметим, что особая роль в этом вопросе принадлежит оказанию ранней помощи детям и их семьям, во всем мире эта работа является одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Необходимо особо отметить преобразования, произошедшие в системе  специального образования после принятия Закона «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002), которые позволили определить многоступенчатую и многоплановую структуру системы социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки и организаций, входящих в нее. Ситуация с обучением детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах была неблагополучной, так как на местах эти дети оставались без коррекционной педагогической поддержки. Принимая во внимание сложность педагогического феномена соотношения дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями, нужно принять и наличие серьезных проблем совместного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах, решение которых еще предстоит.   Стремление государства предоставить детям с психофизическими нарушениями возможность обучаться в общеобразовательных организациях заслуживает высокой оценки международных экспертов, однако на практике наблюдается тенденция стихийной интеграции без обоснованного отбора детей для совместного обучения со здоровыми детьми и без соответствующих условий для оказания коррекционной поддержки. В этом случае нужно отметить тот факт, что в специальных (коррекционных) организациях образования накоплен успешный опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и именно в специальных организациях образования (специальных школах-интернатах) сосредоточен основной кадровый потенциал специалистов-дефектологов, способных оказать консультативную помощь коллегам в массовых школах. В Республике Казахстан определение актуальных проблем включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс было начато в 90-х годах. Начиная с 2000 года в Республике Казахстан формируются новые ориентиры в образовательной политике в отношении детей с ограниченными возможностями, ведется активный поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования, социальной поддержки и адаптации детей. В систему общего образования стали внедряться процессы по интеграции детей с особыми потребностями в образовательную среду здоровых сверстников. Проводятся научные исследования, совершенствуется работа по изучению инновационных направлений в создании оптимальных условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. С учетом сложившихся обстоятельств специальным (коррекционные)  организациям вменяется оказание нового вида услуг, а именно оказание консультативно-методической помощи учителям, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности и их родителям, а также коррекционно- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.

В 2009 году в рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Министерством образования и науки РК были подготовлены и направлены в образовательные организации для использования в работе «Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии». Согласно данным рекомендациям, прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее — ПМПК) с рекомендованной формой обучения [1].

Образование детей с ограниченными возможностями и психолого- педагогическая коррекционная поддержка осуществляется:

1) в специальных организациях образования дифференцированных по видам нарушений обучающихся детей:

— неслышащих;

— слабослышащих;

— невидящих и слабовидящих;

— с тяжелыми нарушениями речи;

— нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— задержкой психического развития;

— легкими и умеренными нарушениями интеллекта.

2) в специальных классах с продленным днем при общеобразовательных школах для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта;

3) в общеобразовательных школах, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями, включенных в обычный класс (инклюзивный класс).

В документе обозначено, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ и др.). В методических рекомендациях отмечается, что коррекционная педагогическая поддержка внутри организации образования должна осуществляться специальным педагогом (педагогом-дефектологом),  психологом, социальным педагогом). Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования должны осуществлять специалисты специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалисты медицинских учреждений на договорной основе. Прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации с рекомендованной формой обучения.

Организация деятельности специальных классов, в общеобразовательных школах регламентируется положениями Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии.

С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений.

Специальные классы открываются при наличии контингента, имеющего соответствующие заключения ПМПК.

Коррекционные занятия для всех учащихся с ограниченными возможностями инклюзивных и специальных классов осуществляются специальными педагогами (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, психологом).

 

Литература:

 

1.Закон РК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Астана, 2015.

  1. Доклад Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка, Астана, 2012г.

3.Правила организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями в развитии Общие положения. Астана.

Государственная программа( 2016) развития образования и науки Республики Казахстан на годы.

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна

тренер по обновленному содержанию образования

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Жамбылской области, г.Тараз

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*