Home » статьи » ПЕДАГОГ НОВОГО ФОРМАТА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГ НОВОГО ФОРМАТА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество педагога и руководителя новой формации. Традиционная роль системы повышения квалификации как системы оказания образовательных услуг в соответствии с потребностями педагогов на основе их запросов и потребностей меняется. Система повышения квалификации может играть новую роль,  наступательную  в оказании услуг педагогам. Такой взгляд обусловлен спецификой инновационных процессов в сфере образования.  Инновационная образовательная среда должна быть открытой, данное требование является важным ввиду стремительного роста знаний и объемов информации, требующих эффективного взаимодействия педагогического сообщества. Уже сегодня во многих школах  активно используются обладающие большой дидактической значимостью и актуальностью учебные ресурсы известных российских и зарубежных вендоров: MSDN AA (Microsoft Developer Network Academic Alliance), «Академия Касперского», Microsoft IT Academy, Академия Oracle и др.

Такой образовательный контент охватывает, главным образом, предметную область ИТ. Перспективным направлением является развитие интернет-сообществ, социальных сетей и других сетевых взаимодействий, в которых педагоги  смогут обмениваться контентом, чтобы создать многообразие научных и методических подходов к изучению предметов  и технологий.

В этом направлении уже делаются первые шаги. Важным требованием к инновационной образовательной системе организаций образования является обеспечение эффективного управления знаниями, процессы оперирования которыми благодаря бурному развитию ИТ в современном обществе существенно изменились. Изменилось и само знание,  все чаще стало существовать в составе некоторой производительной деятельности, то есть стало «полезным». Претерпело изменение мышление, став «рассредоточенным», когда отдельные мыслительные операции оказалось возможным распределить внутри сети и даже отдать на аутсорсинг. Возросла скорость процессов мышления за счет новых коммуникативных и социальных технологий, а также новых технологий мышления. Возросло значение управления знаниями – оно стало идентичным управлению людьми.

Стремительный рост знаний, интеграция ИТ с достижениями когнитивной науки может стать сильнейшим фактором, который приведет к появлению абсолютно новых образовательных стратегий. Происходит развитие новых коммуникативных форматов создания и оперирования знаниями, основанное на сотворчестве педагогов  и обучаемых. Это, в свою очередь, вызывает изменения содержания, форм и методов обучения («реалити-шоу», открытые дебаты, сетевые сообщества, технологии Web 3.0) и предполагает усложнение технологической компоненты, вовлечение в образовательный процесс всего спектра компьютерной и мультимедийной техники, коммуникационных сред, роботизированных комплексов, учебных систем на основе Augmented Reality (дополненной реальности). Однако, несмотря на важность создания материальной базы информатизации образования, должно стать не техническое обеспечение, а эффективное, качественно новое использование ИТ. Вот почему концепция второго цифрового разрыва характеризует переход от неравенства доступа к ИТ (первый цифровой разрыв)  к неравенству знаний об использовании таких технологий. Это предполагает внедрение новой философии Smart Еducation, которая должна, используя преимущества ИТ, обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира.

Цель обучения сегодня – дать не только знания,  но и компетенции – способности и навыки к профессиональному действию. То есть обучение должно стать не только передачей готового знания, а включением в деятельность, которая имеет важную составляющую – производство знаний. Философская  трактовка понятия «деятельность» полагает, что в любой деятельности, даже если она прямо и сознательно направлена лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, человек всегда воспроизводит и самого себя иным, нежели он вошел в этот процесс: он  создает «новые связи и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Установлено, что компьютерные технологии образования в системе педагогических средств формирования личности учащихся  и их компетенций выполняют системообразующую функцию, однако неоднородны по своим возможностям, в соответствии с чем подразделяются на три категории: интеллектуально-развивающие, коммуникативно-развивающие, личностно-развивающие. При этом их потенциал определяется не только использованием конкретного программно-педагогического средства, но и применением адекватных форм управления деятельностью обучаемых, а также степенью открытости дидактической системы компьютерного образования. Новая образовательная парадигма требует внедрения не только нового содержания, переосмысления классно-урочной системы обучения, но и новых методов и приемов образования с целью формирования профессиональных компетентностей и личностного развития студентов. При этом первой задачей, которую должен решить преподаватель, является выбор такого программно-педагогического средства, которое бы способствовало реализации цели образовательной системы. Учитывая широкое многообразие и различные возможности имеющихся педагогов, а также отсутствие единого подхода и научно обоснованных рекомендаций по их выбору, эта задача является довольно сложной и требующей более пристального рассмотрения.

Современные ИТ обеспечивают максимальную открытость дидактической системы, широкие горизонтальные связи ее субъектов, требуют привлечения системного, интегрированного знания, актуализируют личностный опыт обучаемых. Кроме того, ИТ поддерживают инфраструктуру, которая обеспечивает необходимые возможности для эффективного личностного и коллективного познания обучаемых: активное извлечение информации, экспериментирование с идеями, групповое обсуждение, выполнение долговременных открытых учебных проектов.

Отмечая достоинства и необходимость создания в вузе инновационной образовательной среды, в основу которой положены современные ИТ, следует отметить и сопровождающие этот процесс значительные трудности. Помимо существенных интеллектуальных и финансовых затрат внедрение ИТ потребует реинжиниринга всей образовательной деятельности учебного заведения, а также профессионального роста самих педагогов. Это может быть достигнуто путем внедрения следующих управленческих инноваций:

– создание единых баз знаний, доступных для любого преподавателя;

– поощрение инициативы преподавателей по внедрению новейших информационных и педагогических технологий, расширению их использования в повседневной работе при подготовке учебных материалов к занятиям, в проектной работе и самостоятельных исследованиях обучаемых, а также по включению своих собственных знаний в единые базы вуза и профессиональных сообществ;

– разработка механизмов и процедур работы виртуальных проектных команд;

– отказ от внутреннего бумажного документооборота и перевод всех документов в цифровую форму.

Внедрение информационных технологий приведет также и к изменениям в использовании интеллектуального потенциала, сформирует новую инновационную культуру образовательного учреждения, основанную на творческой самореализации преподавателей, признании и оценке вклада каждого, использовании проектных форм сотрудничества, профессиональном росте и высокой самооценке каждого участника образовательного процесса.

Таким образом, проведенные исследования показали, что инновационная образовательная среда вуза с целью формирования актуальных требованиям инновационной экономики профессиональных компетентностей и личностного развития студентов должна базироваться на научно обоснованном использовании ИТ, быть открытой, обес­печивать эффективное управление знаниями, поддерживать новые образовательные стратегии и коммуникативные форматы создания и оперирования знаниями, использовать новый образовательный активный, интерактивный, а не пассивный контент. Это потребует реинжиниринга всей образовательной среды учебного заведения, а также профессионального роста преподавателей и внедрения новых управленческих решений.

Постепенно складывающаяся система непрерывного образования в Республике включает в себя подсистемы воспитания и обучения, подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров. В связи с этим возникает вопрос, какая же из данных подсистем направлена на развитие готовности к изменениям педагогических и управленческих кадров в большей степени. Цель воспитания и обучения – развитие личности и функциональной грамотности — способности применять усвоенные знания в реальных учебных и жизненных ситуациях. Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду. В отношении педагога – формирование профессиональной компетентности педагога, то есть владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Цель повышения квалификации – использование педагогом знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. Т.е. педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций. В этом заключается специфика системы повышения квалификации — она находится на пересечении двух сфер: развивающейся педагогической и управленческой деятельности и наук, исследующих и устанавливающих закономерности развития общественных систем, обеспечивающих непрерывность образования. Такое положение устанавливает новое соотношение повышения квалификации, образовательной практики и науки. И действительно, традиционно наука добывает новые знания, а педагог превращает их в учебный материал и передает обучающемуся. В такой системе содержание обучения отражает прошлые социально-педагогические явления, не связанные с ситуациями современной развивающейся практики. Если в школьном  образовании такая традиция может быть в той или иной мере оправдана, то в системе повышения квалификации она приводит к негативным последствиям. Это обстоятельство требует, чтобы система повышения квалификации брала на себя часть функций науки по добыванию новых знаний, формированию новых целей, ценностей и способов профессиональной педагогической и управленческой деятельности.

Шынар Тойганбекова

Карлыгаш Бектурганова

ФАО  «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Жамбылской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*