Особым детям — особая забота. В Костанайской области на базе средних школ создано 20 ресурсных центров по поддержке развития малокомплектных школ, где организация инклюзивного образования — одна из приоритетных задач.
Лидерские позиции в вопросах предоставления безбарьерной среды в регионе прочно удерживает СШ №1 им. Димитрова Федоровского района, являясь опорной для 7 магнитных малокомплектных школ (МКШ).
Из года в год «димитровцы» подтверждают свое высокое звание. По итогам прошлого года школа — обладатель Гран-При областного конкурса «Лучший ресурсный центр» и победитель в номинации республиканского конкурса «Лучший ресурсный центр в развитии инклюзивного образования».
За обобщением опыта работы по инклюзивному образованию в СШ №1 им. Димитрова съехались педагоги и учащиеся опорных школ. В ходе областного семинара, организованного Управлением образования акимата Костанайской области, учителя, психологи, дефектологи и логопеды рассказали о работе с детьми-аутистами, а также имеющими задержку психического развития и умственную отсталость.
В открытых уроках, индивидуальных и групповых занятиях развивающего характера приняли участие педагоги и учащиеся опорных школ Федоровского района.
— Согласно государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан, в нашей области определено 75 магнитных школ, которые прикреплены к 20 ресурсным центрам. Что они из себя представляют? Прежде всего, это комплекс школ, образующих единую образовательную систему, позволяющую компенсировать недостающие ресурсы в отдельно взятых МКШ, — пояснила руководитель методкабинета дошкольного и общего среднего образования Управления образования акимата Костанайской области Татьяна Набатникова. — Только в Федоровском районе организовано 3 ресурсных центра и работают 25 магнитных школ.
Гостей и участников семинара воспитанники работающей при школе детской организации «Алые паруса», где наравне с обычными школьниками занимаются дети с особыми образовательными потребностями, встречали концертной программой.
— Школьное фойе федоровчане символично украсили в алые тона, у организации есть свой девиз, программа, — поделилась впечатлениями завсектором отдела развития малокомплектных школ методкабинета ДиОСО УО АКО Валентина Бесенбаева. — По всему видно, что здесь созданы благоприятные условия для эффективного включения в учебный процесс общеобразовательной школы детей, имеющих особые образовательные потребности.
Гости и участники семинара посетили четыре параллельных урока, в том числе физической культуры. По словам Валентины Бесенбаевой, его изюминкой стало то, что прошел он на новой спортивной площадке, которую презентовал школе ее выпускник, известный в области предприниматель, руководитель ТОО «Милх» Сергей Блок. Подарком от мецената стал и кабинет цифровых технологий, оснащенный современной офисной мебелью, 3D принтером, 3D сканером, тремя видами наборов по робототехнике и автотреком с аксессуарами для создания собственных моделей, наборами «Лего».
— Безусловно, «особые» дети требуют особого и комплексного подхода со стороны школы и педагогического коллектива — необходимо методическое, организационно-информационное сопровождение, адаптация среды, создание индивидуальных образовательных маршрутов, — отметила Бесенбаева. — Все эти составляющие мы здесь увидели. Прочная материально-техническая база, краеведческая комната с QR-кодами на каждом экспонате, располагающаяся в уютной зеленой зоне виртуальная библиотека, где предусмотрен региональный компонент: сайт школы и акимата области, а также возможность скачивания любой книги.
Работающие в коррекционных классах педагоги пригласили участников семинара на уроки, где учениками стали не только дети, но и родители школьников с особыми образовательными потребностями. Отмечая плюсы учебных занятий, представители управления образования акцентировали внимание на использовавшихся на уроках игровых моментах, раздаточном материале, ИКТ.
— В работе семинара приняли участие 50 специалистов отделов образования, заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе магнитных школ, координаторов областных ресурсных центров, — подытожила Татьяна Набатникова. — Анализ и обсуждение проблем прошел с разных позиций, целью встречи стала выработка эффективных вариантов решения проблем коррекционно-развивающего образования.
Оксана ЛУКАШ,
завсектором информационного сопровождения
отдела ИЭД и ОСО методкабинета
дошкольного и общего среднего образования УО АКО