Home » Учебно-методические материалы » Перспективы развития дошкольного образования

Перспективы развития дошкольного образования

 

Дошкольное образование: опыт, проблемы,

перспективы развития

 

Дошкольное образование – фундамент всей образовательной системы, ведь именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Основная цель дошкольного образования – создание условий для максимально полного раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Дошкольное воспитание и обучение – это первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, который создает условия для формирования и развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Современный период характеризуется значительными изменениями в системе дошкольного образования. Это обусловлено обновлением содержания образования, социально-экономическим развитием страны. Наилучшим образом для достижения результатов в системе дошкольного образования служит кластерный подход, целесообразность и актуальность которого не вызывают сомнений. Кластер – практикоориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса. В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: наличие, во-первых, общей цели; во-вторых, правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих, разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер. Для эффективности кластера очень важны взаимодействие и взаимовлияние внутри него. Входящие в кластер субъекты быстро узнают об инновациях в сфере образования, доступности новых компонентов и средств обучения, их апробации в образовательном процессе, отслеживают новые тенденции в развитии образовательной системы, опираясь на внутрикластерные взаимосвязи. Целью формирования кластеров развития дошкольного образования является интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности. Условие успешности – открытость всех происходящих внутри кластера процессов и презентабельность результатов для всех образовательных учреждений.

В данном направлении Центром модернизации образования города Нур-Султан была проведена определенная работа. Дошкольные образовательные учреждения были объединены в кластеры: Интеллектуальное развитие, Арт-педагогика, Здоровый образ жизни, Менеджмент, Нравственно-патриотическое воспитание, Полиязычное образование, Инклюзивное образование, Художественно-эстетическое воспитание, GREEN PEACE, Система Монтессори. Были разработаны программы развития каждого кластера, определен планируемый результат, уровни, критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Команды дошкольных образовательных учреждений, участвующие в кластере, слаженно достигают результата, отличаются общим видением перспективы, стремлением к самосовершенствованию, способностью учиться, координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовывать их совместными усилиями. Достижения одной команды задают тон и являются образцом для других организаций.

Одним из методов интегрированного обучения дошкольников является метод проектов. Так, дошкольные организации города Нур-Султан были объединены в четыре инновационных проекта: Монтессори, Арт-терапия, Робототехника, Интеллектум. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Дошкольные организации проводят городские и республиканские семинары, конференции, делятся идеями и распространяют опыт своей работы.

Воспитание и обучение в дошкольных учреждениях Казахстана, независимо от вида собственности, осуществляется в соответствии с общим стандартом. Общеобразовательные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на полноценное физическое развитие, охрану жизни, укрепление здоровья ребенка, развитие речи и родного языка, культуры общения, выявление у ребенка творческих способностей. В рамках каждой программы осуществляется пять основных направлений всестороннего развития ребенка: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». В текущем году был подписан договор по системе Международного бакалавриата (РYР) между Управлением образования города Нур-Султан и организацией Швейцарского фонда (Женева), куда вошли  две дошкольные организации столицы №№73, 81. Цель Международного бакалавриата – привить стремление к учебе на протяжении всей жизни, характеризующееся энтузиазмом и сопереживанием, воспитать осведомленных, знающих и заботливых детей, которые помогают создать лучшее и более мирное сообщество посредством межкультурного взаимопонимания и уважения. Программа РYР, предназначенная учащимся в возрасте от 3 до 12 лет, является уникальной благодаря высоким академическим и личностным требованиям.

Особое место во всех образовательных программах Международного бакалавриата занимает система оценивания, которой отводится роль одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически именно система оценивания обеспечивает единство подходов к образованию при всем многообразии вариантов их реализации. Система оценивания учебных достижений учащихся классов, обучающихся по Программе Международного Бакалавриата, является критериальной. Критериальное оценивание обеспечивает систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей и задач обучения, создает условия и возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, усиления их мотивации к учебе, учебной самостоятельности и ориентации в потоке информации, повышения объективности и валидности оценки их учебных достижений. Критерии оценивания являются прозрачными. Они заранее известны всем участникам образовательного процесса – учителю, учащемуся, родителям.

Данный вид оценивания позволяет учителям:

  • разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
  • располагать оперативной и актуальной информацией для анализа и планирования своей деятельности;
  • улучшить качество преподавания;
  • дифференцировать процесс обучения, выстраивать траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • совершенствовать содержание образовательной программы.

Данный вид оценивания позволяет обучающимся:

  • использовать многообразие подходов к обучению, типов мыслительной деятельности;
  • знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, понимать критерии успешной учебной деятельности;
  • развивать навыки рефлексии, оценивания своих сверстников и самооценки, самоанализа, ответственности за результаты своего труда;
  • критически мыслить, использовать знания для решения реальных, практических задач, понимать и выражать разные точки зрения.

Данный вид оценивания позволяет родителям:

  • получать актуальную информацию об уровне обученности ребенка;
  • отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Таким образом, в этом году Центром модернизации образования в дошкольные организации было внедрено критериальное оценивание. Но критериальное оценивание в данном случае состоит только из формативного оценивания. Критерии тщательно разрабатываются педагогами с целью измерения уровня достижений для каждой возрастной группы. Педагоги ясли-садов №№3, 73, 81, 89 посещают обучающие семинары, день открытых дверей в расположенных рядом школах, принимают участие в родительских собраниях по критериальному оцениванию. Воспитатели разрабатывают критерии успешности в соответствии с заданием и применяют такие виды оценивания, как самооценивание, взаимооценивание, оценивание групп. Педагоги подчеркивают, что ребята стали более активными, стараются проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание, дают обратную связь. Критериальное оценивание помогает поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игровой, исследовательской, проектной, познавательной.

Сауле ЕСИМОВА, заместитель директора

Центра модернизации образования

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*