Home » Гуманитарный цикл » Понятие о сложном предложении. Основные виды СП

Понятие о сложном предложении. Основные виды СП

           Цели:

 научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении;

— совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

— воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протираю, как стекло,

И в этом наше ремесло.

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

  1. Налетел ветер,   затрепетали листьями деревья.

(М. Горький.)

  1. Покраснеларябинапосинела вода(С. Есенин.)
  2. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
  3. Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
  4. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

  1. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. Прочитать материал  « Сложные предложения»  и ответить на вопросы:

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

–  Что показалось трудным?

Повторение. Объясните выбор буквы е – и в приставках.

Пр..вращаться в красавицу, пр..чудливые узоры, пр..щурить глаза, вдруг пр..тихли, пр..поднять штору, тихий – пр..тихий, пр..обрести в кредит.

Развитие речи.

Познакомьтесь с описаниями профессии: дистрибьютор, агент, ассистент, аудитор, визажист, гувернёр.

Мини – сочинение: «Профессия»

 Итог урока. Этап рефлексии.

— Чему научил вас урок?

Пишут телеграммы и отправляют соседу по парте.

Домашнее задание.  Написать эссе на тему: «Мой зимний день»

Кусаинова Самал Амангельдыновна,

учитель русского языка и литературы

         КГУ «Новокаменская средняя школа»

Кызылжарский район,

Северо-Казахстанская область

                 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*