Цели:
— научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении;
— совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.
— воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
- Организационный момент.
- Работа у доски.
Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протираю, как стекло,
И в этом наше ремесло.
III. Сообщение темы урока. Слово учителя.
Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:
- Налетел ветер, затрепетали листьями деревья.
(М. Горький.)
- Покраснеларябина, посинела вода. (С. Есенин.)
- Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
- Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
- Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)
Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:
– Какие предложения называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– На какие группы делятся сложные союзные предложения?
– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?
– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?
- Самостоятельная работа с учебным пособием.
Задание. Прочитать материал « Сложные предложения» и ответить на вопросы:
– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?
– Что показалось трудным?
Повторение. Объясните выбор буквы е – и в приставках.
Пр..вращаться в красавицу, пр..чудливые узоры, пр..щурить глаза, вдруг пр..тихли, пр..поднять штору, тихий – пр..тихий, пр..обрести в кредит.
Развитие речи.
Познакомьтесь с описаниями профессии: дистрибьютор, агент, ассистент, аудитор, визажист, гувернёр.
Мини – сочинение: «Профессия»
Итог урока. Этап рефлексии.
— Чему научил вас урок?
Пишут телеграммы и отправляют соседу по парте.
Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Мой зимний день»
Кусаинова Самал Амангельдыновна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Новокаменская средняя школа»
Кызылжарский район,
Северо-Казахстанская область